Почему детям полезно… скучать

Воспитатели в садиках и школьные учителя хорошо знают, как много проблем рождает обыкновенная скука. Есть новые красивые книги, интернет на смартфоне, интерактивные экскурсии, развивающие занятия, а ребенку все рано бывает скучно. Почему так происходит и нужно ли бояться детской апатии?

 

Эпоха изобилия

Жизнь современных детей трудно сравнить с детством их ровесников 50, а тем более 100 лет назад. Сегодня детей окружает масса интересных вещей. Загляните в магазин игрушек. Полки ломятся от разговаривающих и мигающих кукол и необычных транформеров. В книжном магазине полно ярких энциклопедий и прекрасно оформленных книг с веселыми стихами и рассказами. Детские комнаты похожи на склады игрушек. Почти все имеют дома дорогие конструкторы, микроскопы и современные настольные игры.

А сколько интересного происходит вокруг! Клоуны и музыканты на улицах. Аниматоры на праздниках. В городах открыты развлекательные центры, да и родители всегда готовы сводить чадо в бассейн, аквапарк, новый музей или на выставку. Почему же ребенок часто похож на уставшего от жизни и всем недовольного человека? Что происходит? И где прячутся детская любознательность и увлеченность?

 

Пресыщение

Вещи и предметы, накапливаясь в доме, начинают жить собственной жизнью и даже «руководить» нами. Мы боимся разбить что-то хрупкое и дорогое. Тратим время на вытирание пыли со множества ненужных сувениров, и день за днем перекладываем с места на место предметы, которыми никогда не пользуемся.

У детей ситуация похожа. Скуку вызывает переизбыток игрушек и материалов для освоения мира, которые педагоги называют предметами для творчества. Уже заходя в детскую комнату, ребенок испытывает неудовольствие от того, что с этой горой книжек, игр и конструкторов трудно справиться. «Развивающие» предметы и материалы еще не использованы, но уже вызывают чувство беспомощности и вялости.

Скука или апатия рождается от предвкушения неудачи. Ребенок пасует перед необходимостью правильно сложить узор, собрать пирамидку, как учили, или построить домик из деталей конструктора. Перед ним так много предметов и вещей, которые требуют внимания, что работа с ними кажется малышу непосильной. Именно по этой причине школьники не любят уроки литературы по «Войне и миру» Л. Н. Толстого. Чтение четырех (!) толстых томов они считают просто неразрешимой задачей.  

Кроме того, к скуке приводит заорганизованность. Когда предметы для творчества и игры лежат строго в определенных местах или в одном месте, но большой кучей - друг на друге. А книги выставлены на полках в ряд, по алфавиту.

 

Как рождается творчество

Противоположностью скуке и апатии можно считать творчество. У увлеченных людей горят глаза. Занимаясь хобби, мы готовы на любые испытания, усиленно учимся, легко находим новых друзей и совершенно забываем о времени.

Часто родители разрываются на части, стараясь водить сына или дочь на разные занятия. Однако, это совсем не является гарантией того, что время будет потрачено с пользой для детского развития. Более того, ребенку крайне сложно получить радость от творчества, если три раза в неделю он должен посещать музыкальную школу, четыре раза сходить на уроки английского языка и дважды - в бассейн.

Для творчества нужно не «заорганизованное» пространство, а свобода выбора. И, как это ни удивительно, в этом ребенку помогает… скука.

 

Чем занимается мозг, когда мы ничего не делаем

В 2001 году, благодаря американскому неврологу Маркусу Райхлу, было сделано открытие о том, как работает мозг в состоянии покоя. Вначале эксперимента испытуемые решали задания на смекалку, а потом лежали неподвижно и ничего не делали. При этом приборы фиксировали, что в «незянятый» мозг по-прежнему трудится, а нейроны работают еще более слаженно.

Оказалось, что во время, не требующее умственного сосредоточения, у человека включаются другие зоны мозга. Ученые назвали такое состояние «пассивным механизмом мозга». По их мнению, включение этого механизма способствует инсайтам и провоцирует новые открытия.

По сути «ничегонеделание» - ничто иное, как преддверие творчества. Поэтому, как бы ни было трудно видеть ребенка, который «бездельничает», нам не стоит вмешиваться. Скука выполняет роль продуктивного толчка и позволяет детям находить ту деятельность, в которой они нуждаются в данный момент. Кому-то после пассивного состояния будет необходимо покувыркаться, кто-то с увлечением займется игрой в солдатики, а некоторые засядут за книги.

Бессмысленно оценивать «нужность» того или другого детского занятия с нашей, взрослой точки зрения. Ребенок - не растение, созданное для полива. Механизмы его психического и интеллектуального развития сложны и во многом протекают без нашего участия.

 

Скука как реакция на давление

Как это ни печально осознавать, но чаще всего дети испытывают апатию от родительского принуждения. Скука появляется от осознания внутреннего бессилия. Человек не может делать то, что хочется, и вынужден заниматься тем, что ему навязывают.

Когда мама несколько раз за вечер напомнит, что пора бы уже заняться уроками, у ребенка совершенно пропадет желание открывать учебники и тетради. Взрослые - большие затейники и часто умудряются построить общение с ребенком так, что он начинает позевывать и отрицательно качать головой.

Хотите примеры? Пожалуйста! «В цирк пойдем только, если за неделю не нахватаешь троек!». «Сегодня к нам в садик придет фокусник! Нужно будет сидеть тихо и не шуметь!». «Я не обязана объяснять, зачем вам нужна математика! Поумнеете, сами поймете!».

Психологи считают, что скуку также рождает недостаточно безопасная атмосфера. Творчество проявляется в свободе и раскрепощенности, а апатия становится эмоциональной реакцией на крик, угрозы, взывание к совести и укоры. Причем не обязательно «строить» самого ребенка. Достаточно эмоционально задеть его хорошего друга или унизить кого-то из близких родственников.  

 

Чем мотивировать

Поставим себя на место детей. Учитель задал выучить все даты в параграфе к уроку истории. Как ребенок может использовать эти знания сегодня? Разве помогут они удивить симпатичную девочку, забить гол в дворовой игре или выделиться среди друзей в спортивной секции? Как применить ни к чему не относящиеся цифры событий, которые произошли много веков назад?

Дети еще не задумываются об отдаленной перспективе образования. Они не размышляют о возможных успехах, которые могут их ждать в будущем - после окончания школы и института.

Однако, каждый ребенок имеет собственные интересы и свои мотивы. Понимая их, мы можем открывать перед детьми перспективы образования и значимость наук. Вполне возможно, природная страсть ребенка к бабочкам перерастет в отличное естественно-научное образования, а склонности к шифрам и секретам выльются в интерес к математике.

Кому-то из детей нравится лидировать, а кому-то блистать перед сверстниками в красивом платье. Важно видеть эти потребности и использовать их, чтобы развивать интерес к обучению исподволь, в игровой форме. В игре всегда легче найти собственные мотивы. А когда это происходит, ребенок забывает о скуке.

Хороший вариант избавиться от апатии - записать ребенка в группу к увлеченному преподавателю. Пусть это будет не модный английский или бальные танцы, а кружок авиамоделирования или юных любителей птиц.

Чтобы помочь нашим детям не скучать, стоит понять, к чему они стремятся сами. Позвольте ребенку «побездельничать» и понаблюдайте за ним, не давая лишних советов. Скорее всего вы будете удивлены талантами сына или дочери, о которых до этого и не подозревали.

668 01 марта 2018, в 15:50

Комментарии

Добавить комментарий

Вход Регистрация