Что должен знать и уметь трехлетний малыш

Трехлетний возраст - очень важный этап детского развития. Малыши проявляют активность, любознательно, и у родителей возникает соблазн давать ребенку большое и больше. Какими же навыками должен владеть трехлетка?

В три года дети задают массу вопросов, и от их «почему» взрослые иногда теряются. Малыши очень жизнелюбивы, веселы, активны, любознательны и ежедневно стараются узнать и попробовать что-то новое. В три года ребенок готов усваивать много информации и очень восприимчив к обучению. Кажется, что он совершенно не устает и не испытывает разочарований. Причина этого в пластичности мозга. 

Ни один взрослый не услышит от трехлетки жалоб на то, что у него что-то не получается. Каждый день ребенок трудится над разными задачами и стремится к успеху. Еще вчера кольцо никак не хотело надеваться на пирамидку, а теперь - пожалуйста, любая пирамидка собирается быстро и правильно! День за днем малыши оттачивают свои навыки и остаются оптимистичными и упорными. Наблюдая за трехлетками, мы, взрослые, можем подивиться их воле к победе, умению не отступать от намеченной цели и не предаваться унынию.

Именно за счет упорства и любознательности ребенок делает огромный скачок в развитии. Роль родителей очень велика, и поэтому важно знать о навыках, которым нужно научить трехлетнего малыша.

Мышление

До достижения ребенком трех лет его мышление носило наглядно-действенный характер. Почти каждый предмет, который малыш видел, притягивал внимание и побуждал его к действию. В три года дети начинают мыслить образно и активно задействуют воображение. Они могут подолгу играть без игрушек и легко представляют палочку лодкой, а листочек бумаги парусом.

Многие родители дают ребенку для игр планшет или смартфон. Конечно не со «стрелялками», а с развивающими играми. Однако, в три года такой подход недопустим! Когда ребенок получает электронную игрушку, он затихает, в доме наступает удобный для взрослых покой. Но что же происходит на самом деле?

В реальности малыш взрослый вручает ребенку «протез», и малыш совершенно не развивается. В компьютерной игре за него все давно решено - и внешний вид героев, и правила их поведения, и результат. А главное, даже собирая пазлы на смартфоне, ребенок не работает руками.

В три года дети должны играть с фактурными играми - объёмными кубиками, простейшими конструкторами, картонными пазлами, а также лепить из пластилина. Именно эти действия помогают малышу развивать мыслительные процессы.

Самостоятельность

Чтобы к трем годам ребенок не стал беспомощными, до наступления этого возраста взрослые должны потакать его желаниям, особенно если малыш стремится к самостоятельности. Существует прямая зависимость - чем больше желаний ребенка будет исполнено до трех лет, тем более насыщенной и живой станет его взрослая жизнь.

Посмотрите вокруг - чего хотят наши друзья и родные? Много ли у них желаний? Куда пропадают эти детские «хочу», «давай сделаем» и «мне это интересно»? Они разбиваются о родительское равнодушие. Ребенок звал, обращал внимание, хотел рассмотреть, найти, попробовать, но взрослые не слышали его или отказывали в просьбах.

Когда мама не отмахивается от детского желания, ребенок понимает, что его потребности важны для семьи, с ними считаются и их стараются исполнить. Если малыш получает такой позитивный опыт, в подсознании закладывается мысль, что желать - это хорошо и хотеть чего-либо можно и нужно.

Однако, чаще происходит наоборот. Взрослые сердятся, злятся, игнорируют просьбу или вообще навязываю ребенку собственные желания: «Зачем ты взял мяч? Пойди поиграй в песочек!». В ответ на подобную реакцию у детей формируется представление, что желать - это плохо, и мама лучше понимает, что ему делать. Вырастая, такие дети не стремятся к самостоятельности. Им трудно определиться, чего они хотят на самом деле, у них часто не складывается семейная жизнь и как правило не бывает любимой работы.

Чем самостоятельнее станет ребенок до трех лет, тем более уверенным он будет в собственных силах. Малышу очень важно самостоятельно умываться, одеваться, обуваться, кушать и убираться в своей комнате. Самая разумная стратегия родительского поведения - предоставить ребенку как можно больше свободы. Это - основа самостоятельности. Кстати, самостоятельность очень нужна, когда ребенок начинает ходить в садик. Более самостоятельные дети гораздо легче адаптируются к новому коллективу и привыкают к изменившимся условиям.

Общительность и навыки речи

Мы знаем, что дети начинают разговаривать не одновременно. Некоторые к полутора годам легко говорят полными предложениями, а другие осваивают этот навык после 2,5 лет. В любом случае, в общении важен диалог. Разговаривая с ребенком, обязательно давайте малышу время для ответа и не спешите. Спросили и подождите реакции. Пусть малыш ответит не словами, а жестами или кивком головы.

 Важно помнить, что в разговоре с маленьким ребенком короткие предложения всегда лучше длинных. Стоит обязательно следить за своей речью и не превращать ее в монолог. Чем больше диалогов возникает между взрослым и ребенком, чем полноценнее формируются навыки общения и развивается умение говорить.

Игра

Трехлетки должны уметь занять себя интересной игрой. Родители не всегда понимают, что умение играть не приходит само по себе. Игровым действиям тоже нужно учить. Стоит показать малышу, что палочка может быть и самолетом, и удочкой, и даже живой птичкой. Познакомьте малыша с воображаемым миром. Покажите ему, насколько увлекательными могут быть выдуманные образы, которые мы создаем понарошку, просто для собственного удовольствия.

В образной игре активно формируется мышление и восприятие. Дети, умеющие задействовать воображение, легко могут занять себя игрой. Им легче адаптироваться в детском саду и найти товарищей по играм. Если дети не умеют играть, а лишь катают машинки или продолжают манипулировать с разными вещами, они быстро устают и жалуются на скуку.

Ребенок быстро растет. Он получает новые впечатления и учится выражать свои эмоции. Если вы в чем-то сомневаетесь, не ленитесь поискать советы по общению с трехлетками в интернете или расспросить знакомых. Главное помнить, что каждый малыш осваивает мир собственными темпами, поэтому говорить об усредненной норме, бессмысленно.

Юлия Козлова

301 18 сентября 2017, в 14:52

Комментарии

Добавить комментарий

Вход Регистрация