Как научить ребенка беспомощности

Выученная или приобретенная беспомощность была открыта психологами более полувека назад. К сожалению, немалую роль в формировании синдрома выученной беспомощности играют родители, особенно, когда они лишают ребенка самостоятельности и не дают ему проявлять инициативу.

 

Выученная беспомощность

В 1967 году американский психолог Мартин Селигман, стараясь понять, как лечить депрессию, провел серию экспериментов. Неожиданно для себя он обнаружил явление выученной беспомощности. Поначалу ученые проводили опыты на собаках. Здоровых животных помещали в клетки и каждый раз, когда собаки слышали высокий неприятный звук, они получали легкий удар током. Избежать «наказания» животные не могли.

Потом собак перевели в открытый вольер, откуда легко можно было убежать. Раздавался привычный высокий звук. Но собаки, которые могли покинуть неприятное место, ложились на пол и начинали скулить. У них был сформирован сидром выученной беспомощности.

Затем, используя уже другие методы, провели исследования среди людей и психологи выявили полную аналогию. Оказалось, что многие люди, зная о предстоящем неприятном опыте, ничего не пытаются сделать, чтобы избежать его и изменить свою жизнь.

 

Как мы учим беспомощности своих детей

Существует несколько типов родительского поведения, которые приводят к формированию синдрома выученной беспомощности у ребенка. Предположим, у нашего малыша мягкая, импульсивная мама и деловой, авторитарный папа.

Мама очень часто ведет себя нелогично. Обещает одно, но часто забывает о данных обещаниях. Наказывает под горячую руку, когда чем-то раздражена. Иногда происходит наоборот - она ласкает беспричинно, когда малыш этого совсем не ждет. Получил в школе двойку, ждал упреков, но мама пожалела и даже купила сладости.

Папа ведет себя по-другому. Он тверд, решителен и практически никогда не объясняет своих требований. Общение с ребенком папа стоит на четких указаниях. «Ложиться нужно в девять!», - «Почему?», - «Не задавай глупых вопросов». «Ты будешь ходить на карате!», - «Но вы же хотели отдать меня на плавание?», - «Я так решил!».

Нелогичность мамы и авторитарность папы ведут к одному и тому же результату - ребенок получает выученную беспомощность. Почему? От отсутствия логики и тотального контроля в семье он теряет инициативу. Кроме того, у ребенка пропадает ощущение, что он может самостоятельно контролировать свою жизнь.

Хотите получить безвольного, запуганного ребенка, который не способен справиться даже с самой маленькой проблемой? Тогда запоминайте основные правила поведения.

1. Не давайте сыну или дочери ничего делать самостоятельно. Ребенок обязательно наделает ошибок, травмируется и испортит жизнь себе и вам. Вы - взрослый и поэтому лучше знаете, как поступить! Пусть слушается!

2. Никогда не объясняйте ребенку смысл того, что делаете. Он еще маленький и не сумеет разобраться в сложных вещах. Тем более ребенку трудно оценить, сколько усилий вы вкладываете в его воспитание. Подрастет - сам поймет!

3. Живите всегда импульсивно, не озадачиваясь логикой. Хочется поругать - ругайте, есть желание хвалить - делайте это!

4. Если вы что-то обещали ребенку, но забыли об этом - ничего страшного! Всякое в жизни бывает. Никогда не стоит извиняться перед ребенком за невыполненное. Он еще мал, чтобы судить вас!

5. Реагируйте абсолютно одинаково на хорошие и плохие поступки ребенка. Это быстро дезориентирует и лишит его активности, а значит ребенок станет послушнее!

6. Занимайтесь только своими проблемами и не обращайте на своего ребенка никакого внимания. Пусть он будет предоставлен сам себе.

 

Какие выходы ищут дети

Поставим себя на место ребенка, который ежедневно оказывается под прессингом родительской внимания и «любви». Очень небольшая часть детей станет противодействовать тотальному контролю и нелогичному поведению мамы или папы. Бунтари не захотят слушаться и потребуют от родителей объяснений. Если у вас такой ребенок - вашей семье очень повезло!

Природа заложила в бунтарях волю к жизни и стремление реализовывать свои желания. Конечно, при таком «строптивом» характере детей ожидает немало испытаний и возможно даже разочарований. Тем не менее они находятся в относительной безопасности. Бунтари всегда сумеют выстоять и добиться желаемого.

А что же большинство детей? К сожалению, их очень легко научить беспомощности. Наши дети прилежно усваивают родительские «уроки» и потом проживают жизнь, почти не борясь со стрессами. Детство давно осталось позади, «вольер открыт», но люди все равно боятся возможного удара судьбы и не стремятся хоть как-то изменить свою жизнь.

В постоянном стрессе очень трудно жить, и многие находят выход, «убегая» от реальности. У детей это могут быть компьютерные игры - мир, в котором ребенок сам отвечает за все. Если в реальной жизни у ребенка отняли возможность самостоятельно принимать решения, он станет реализовывать эти потребности в компьютерной игре. Здесь не идет разговор о том, что увлечение компьютерными играми - это плохо. Нет! Виртуализация детского мира не нуждается в нашей оценке - это уже данность, с которой приходится считаться всем.

У взрослых уход от реальности часто приводит к алкоголизму и хроническим болезням. Чувство собственной беспомощности становится благоприятной средой для самообвинений. Человек закрывается от любого позитивного опыта, перемен, нормального общения, и проживает тяжелую, безрадостную жизнь.

Беспомощность вызывают не неприятные обстоятельства или вызванный ими стресс. К ощущению беспомощности приводит понимание, что ситуацию нельзя контролировать. Ребенок становится беспомощным, когда привыкает к тотальному контролю извне и уже не хочет ничего менять. Если ребенок не получает адекватной реакции родителей, у него опускаются руки, и появляется вера в собственное бессилие.

Существуют ли пути воспитания не беспомощного поведения? Да! У ребенка должна быть своя территория, на которой он все контролирует сам. Это место, где он полностью самостоятелен и может не советоваться со взрослыми.

Когда малыш делает какое-то важное для него дело, не стоит прерывать его. Ребенок должен ощутить значимость того, чем он занимается и уважение к его труду других людей.

Если вас что-то не устраивает в поведении ребенка, подумайте - может быть он просто копирует вас самих. Когда сын не проявляет активности и боится любой ответственности, возможно кто-то старший в доме подает ему пример?

Юлия Козлова

127 31 августа 2017, в 12:35

Комментарии

Добавить комментарий

Вход Регистрация