Школа в обмен на детство

Дети вырастают и становятся школьниками. Одновременно с ними на парты садимся и мы, родители. С началом школьной жизни на семью обрушивается целый вал проблем. Как с ними справиться? Как с минимальными потерями выйти из противостояния интересов ребенка и школьных требований?

Проблемы, лежащие на поверхности

Современную школу критикуют давно. Уже не подвергается сомнению, что школьное образование не готовит детей к реальной жизни и отнимает у них детство. Многие школы в открытую декларируют, что воспитание детей целиком лежит на родителях, а их задача заключается только в том, чтобы оказывать образовательные услуги. Попробуем вычленить проблемы современной школы, особенно те из них, с которыми приходится сталкиваться каждой семье.

1. Школьная педагогика почти целиком авторитарна. В ее основе лежит принуждение. Дети лишены возможности выбрать себе учителя и предметы по душе. Они приходят в школу и проводят в ней время по установленному расписанию. Хочешь - не хочешь, а прозвенит звонок, и нужно заходить в класс.

Представьте себе молодого учителя, выпускника вуза, который только что переступил порог школы. Он приступает к работе, сразу же получая мощные инструменты «кнута и пряника» - оценки в классном журнале, записи в дневнике и возможность вызвать в школу родителей. У молодого специалиста нет стимулов обучаться более тонким и гуманным способам взаимодействия с учениками и его родителями. Зачем, когда у него в руках всегда наготове «тяжелая артиллерия» подавления!

2. Школьные занятия игнорируют естественные биоритмы. «Жаворонок» ребенок или «сова» никого не волнует. Не секрет, что часть детей утром очень долго «включается» в учебу, будучи не в состоянии сразу проснуться. Казалось бы есть выход - занятия в две смены. Но это не так просто организовать, потому что учителя и так испытывают колоссальную нагрузку.

3. Огромный объем ненужных знаний. Основной учебный процесс состоит из заучивания фактов и формальных определений. Практических занятий, опытов, диспутов и экспериментов в школах почти нет. К тому же, все те огромные объемы информации, которые по программам должны освоить школьники, сейчас нетрудно найти в интернете.

Получается, что современные ученики осваивают много знаний, но совершенно не представляют, как их можно применить в жизни. Например, дети знают строение клеща, но не владеют информацией, какие болезни переносят клещи и как избежать заражения ими. Старшеклассники умеют отвечать на вопросы экзаменов по обществознанию, но не представляют, каков порядок создания индивидуального предприятия.

4. Детей постоянно отвлекают. А как еще назвать бесконечные диагностики, контрольные, тексты, проверочные работы, ОГЭ и ЕГЭ? Ученики не получают полноценного образования, а постоянно готовятся к разным формам контроля. Они осваивают правила заполнения тестовых листов, но совершенно не знают стихов, не имею собственного мнения о ходе исторических событий, пишут с ошибками и не любят читать.

5. Учитель - профессия массовая. Да, в школу приходят обычные люди и они далеко не всегда любят детей и свое дело. Подавляющее большинство школьных педагогов не готовы к творческому взаимодействию с ребенком. Детям очень повезет, если в школе будет 2-3 учителя, мыслящих нестандартно. А лидеры типа Шалвы Амонашвили, которые призывают взрослый мир к гуманной педагогике и школе радости, встречаются вообще крайне редко.

Что нужно нашим детям

Школа - важный, но все-таки не самый главный этап в жизни ребенка. Есть много других основополагающих ценностей - здоровье, семья, близкие отношения. Задумаемся над тем, что действительно нужно нашим детям, пока они учатся в школе. Это очень простые вещи - взаимопонимание, дружба, сострадание, сочувствие. А еще - возможность почувствовать успех от реальной практической работы, умение разрешать возникающие конфликты… и ощущение радости жизни.

Школа почти не дает им этого, так как она далека от проблем воспитания. Почему? Личностное развитие - сложная, подчас неблагодарная работа, требующая мастерства, большой души и огромного желания. Гораздо проще планировать успеваемость и финансировать уроки.

Дмитрий Иванович Менделеев утверждал, что если современные знания получает необлагороженный человек, он становится подобным сумасшедшему с саблей. А школа растит детей, которые привыкли сдавать ЕГЭ и совершенно не обучены размышлять о мире и своем месте в нем. Поэтому-то мы и имеем ситуацию, когда ценности, исповедуемые 17-18-ти летним выпускником, совершенно никого не волнуют.

Каким должно быть отношение к школе

У родителей есть присказка: «Какая школа лучшая? Та, что ближе у дому, и та, где ребенок проводит меньше времени!» Однако, несмотря на все недостатки, не стоит воспринимать современную школу, как зло. Такой подход просто не конструктивен, ведь школа - это то, что мы имеем, как данность. Понимание ее проблем лишает родителей иллюзий и заставляет пересмотреть собственную позицию в воспитании.

Сегодня основной труд в воспитании ребенка ложится на семью. Если вашему сыну или дочери в школе встретились настоящие педагоги и мастера своего дела - прекрасно! Это большой бонус. Цените их, помогайте им, потому что творческим учителям далеко не сладко живется в жесткой системе образования. Такие учителя - это редкое исключение из правил.

Основные проблемы развития и воспитания ребенка родители должны быть готовы решать сами. Своими силами, не особенно надеясь на поддержку из вне. Получить образование ребенок сможет в школе или дистанционно, а вот помочь развить нравственные ценности могут только те, кто находится с ним рядом.

Личность развивает только личность. Ребенок школьного возраста нуждается в постоянном диалоге. Не в гиперопеке: «Ты надел шапку?», а в глубинном общении с родителями. Нужно находить силы и время для дискуссий с детьми, понимая, что они еще не сформировали свою позицию, не умеют спорить и проигрывать, и часто ведут себя, как максималисты.

Общайтесь чаще и проводите с детьми больше времени. Находите совместные интересные дела, а не просто развлечения. Основной критерий родительского успеха - не факт поступления в престижную гимназию и хорошие оценки. Настоящая победа - это радость в семье, а также желание взрослых и детей быть вместе, ощущение единства и доверие друг к другу.

Юлия Козлова

511 22 мая 2017, в 11:51

Комментарии

Добавить комментарий

Вход Регистрация