Как узнать, что тревожит ребенка

Мы играем с ребенком, наблюдаем за ним, общаемся, и каждый день он открывается нам по-разному. Существуют ли способы узнать о том, что волнует малыша? Как на него влияют происходящие события и какие выводы из случившегося он делает?

Нам поможет сказка

Казалось бы, ответ лежит на поверхности - спросите ребенка о том, что его тревожит напрямую. Однако, дети почти не умеют говорить на эти темы. И дело не в том, что они что-то скрывают. Малыши просто не владеют речью настолько, чтобы поделиться с близкими своими переживаниями. Им трудно объяснить причины собственных поступков. Согласитесь, что даже нам, взрослым, сделать это бывает не легко.

Какой же выход? Попробуйте сказку! Дети мыслят образами, поэтому любят и понимают сказочные истории. С помощью сказочного языка можно общаться с малышами на очень глубинном уровне. Да и ребенку легче говорить с нами при помощи языка сказок. В результате такого общения родители и дети лучше понимают друг друга и становятся ближе.

Как использовать сказку

Для того, чтобы начать «сказочное общение», нужно рассказать ребенку фрагмент истории о сказочной семье, где, как и в вашей семье будут папа, мама, бабушка и дети. Ваша задача проявить фантазию и обозначить лишь самое начало. А потом спросить ребенка о том, что, по его мнению, может произойти дальше.

Когда малыш предложит свой вариант развития событий, вы расскажете ему продолжение. То есть, сюжет вашей сказки будет развиваться в зависимости от реакции ребенка. Его всегда можно видоизменить и подстроить под конкретный момент. Придумывать сразу длинные истории не нужно. Вы и сами запутаетесь в хитросплетениях сюжета и утомите ребенка.

Стоит ли спешить начинать «сказочное общение»? Нет! Нужно, чтобы ребенок сам проявил инициативу и попросил вас рассказать ему сказку. У малыша не должно родиться подозрения, что вы хотите его о чем-то расспросить или выведать его секреты.

Те реплики, которые он вставляет по ходу сказки, его просьбы и замечания не нужно комментировать. Слова ребенка лучше всего записать и на досуге поразмышлять над сказанным.

В момент сказочного общения понаблюдайте за реакцией малыша. Если он прерывает вас на полуслове, изрядно волнуется или предлагает неожиданные повороты сюжета, значит он испытывает сильные переживания. Это свидетельствует, что у ребенка есть проблемы, которые его тревожат.

Вот примеры возможных сюжетов для сказочных историй.

Заячьи проблемы

Жила в лесу семья зайцев - опытный заяц-папа, зайчиха-мама, зайка-дочка и маленький зайчонок. Здесь важно перечислить всех, с кем малыш живет дома.

Жили они хорошо и дружно, но пришло время, заяц-папа собрал всех вместе и сказал: «В лесу наступили перемены, и нашей семье придется нелегко. Я долго думал, как мы сможем жить теперь и придумал вот что…» Спросите ребенка, что, на его взгляд, мог предложить глава заячьего семейства.

Пусть малыш включится в сказку, а вы, послушав его ответы, сможете повернуть ее сюжет в нужное русло. Такая сказка позволит узнать, как наш юный слушатель чувствует себя среди других членов семьи и тревожат ли его семейные проблемы.

Приключения часов

Когда-то очень давно в одной стране жил часовщик - мастер, который умел починить даже самые испорченные часы. Он был настолько умелым, что собрал очень много часовых механизмов. Этот часовщик взял себе за правило - те часы, которые удавались ему лучше других, он хранил в своей мастерской. Так год за годом, у него появились Большой Маятник, Красивые часы и несколько будильников.

Главным среди всех часов был Маятник. Когда часовщику было нужно, он приходил к Маятнику и сверял по нему время. Красивые часы тоже не сидели без дела. Они показывали правильное время, а кроме того, радовали людей блестящими стрелками и цифрами. Самый маленький из будильников очень любил играть, но иногда ему было грустно. Тут нужно спросить ребенка - отчего маленький будильник мог грустить?

О садовнике и кустике

Жил-был садовник, который ухаживал за целым садом деревьев, кустов и цветов. К некоторым их них садовник питал особую симпатию, особенно к красивому маленькому кустику, который рос рядом с большой яблоней. Каждый день он приходил сюда и заботился о кустике - поливал, когда было сухо, и убирал опавшие листочки. А еще садовник очень хотел, чтобы его кустик рос ровным, поэтому регулярно отрезал небольшие веточки, которые торчали во все стороны. И вот однажды… Спросите ребенка, что могло случиться?

Такая сказочная история нужна, когда необходимо понять, не испытывает ли малыш давление и чрезмерный контроль, которые подавляют его инициативу. Если ребенок предложит развитие сюжета о протесте маленького кустика, то это будет показателем, что проблема существует и ее нужно решать.

Заколдованная принцесса

В некотором царстве жила юная принцесса. Всего у нее хватало - и игрушек, и развлечений. Но была одна беда - принцессу в детстве заколдовали. Спросите у малыша - почему?

Сказочная история позволить установить, испытывает ли он чувство вины за то, что совершил в прошлом. Если это так, то задумайтесь, что произошло? Вы не сумели простить ребенка?

Черная птица

Жили в сказочном королевстве король и королева, и был у них маленький сын. Жили они не тужили, но однажды пролетела над их владениями черная птица. Увидела она маленького королевича, схватила его и унесла в свое гнездо. Испугался королевский сын и стал умолять птицу: «Отпусти меня домой, ведь я - хороший!». Сжалилась птица и сказала: «Я могу отпустить тебя, но сначала расскажи мне о трех своих хороших качествах!». Спросите малыша, о каких качествах сказал похитительнице королевич?

Такая сказка позволит узнать, какую самооценку имеет ребенок и насколько он уверен в себе. Нужно непременно подбодрить малыша, который решается сказать о себе, что он добрый, умный и сильный. Ведь по сюжету нужно спасти королевича и отнести его к королю и королеве.

Семья журавлей

Жили возле реки папа-журавль, мама-журавлиха и журавленок. Хотя он был совсем птенцом, но уже умел летать. Однажды журавль-папа объявил, что вся семья должна готовиться к полету - их ждут теплые края. Журавлик боялся долгого перелета, так как не был уверен в своих силах, но журавлиха-мама сказала ему, что он справится. Так журавли отправились в дальний путь. Все было хорошо. Но однажды они прилетели на новое место и тут… Узнайте у малыша, что могло случиться?

Благодаря этой сказочной истории, вы сумеете понять, насколько ребенок готов к переменам и как адаптируется к новшествам.

Вспомните старую поговорку «сказка ложь, да в ней намек…». Рассказывайте своим детям сказочные истории, узнавайте их больше и помогайте малышам адаптироваться к новшествам и переменам.

Юлия Козлова

96 10 мая 2017, в 08:48

Комментарии

Добавить комментарий

Вход Регистрация