Почему не стоит учить ребенка слишком рано

Современные родители стараются начинать обучение детей чуть ли не с пеленок. Причем большинство из них убеждено, что поступает правильно. По общепринятому мнению, раннее обучение – залог развития интеллекта. Однако, на деле оказывается, все не так просто. В раннем старте бывает меньше пользы, чем думают, зато его сопровождает масса родительского тщеславия. Попробуем разобраться?

Когда же начинать?

Наверное, каждый слышал, как одна мама рассказывает другой - ребенку всего 3 года, а он уже читает. Говоря об этом, она обязательно заметит: «Вот чего мы достигли!», подразумевая «Какая я молодец!». Словно кто-то на стороне должен оценить, какая она хорошая мать.

Чем руководствуются сторонники раннего обучения? Главный аргумент приверженцев этой идеи – развитие мозга ребенка. Известно, что к трем годам мозговые структуры формируются на 80%. Именно поэтому многие спешат и начинают обучение в раннем возрасте.

Однако, не следует забывать, что дети – социальные существа, и применять полученные знания они могут только во взаимодействии с другими людьми и решая практические задачи, то есть в процессе социальной адаптации. Если этого не происходит, заученная информация не приносит никакой пользы.

Так когда же лучше всего начинать обучение? Вовремя! У детей существует очень большой разброс в скорости развития. Это хорошо заметно педагогам и психологам. Но не только профессионалы, а любая мама, имеющая двоих-троих детей, понимает, что все они – разные. Живут в одном доме, одинаково получают родительскую любовь, но каждый развивается по-своему. К примеру, старший малыш начал читать в три года, а младший категорически не хочет брать в руки книгу, хотя ему через несколько месяцев уже пора поступать в первый класс.

Существует такое понятие, как «возраст школьной зрелости». Он определяется готовностью ребенка приступить к обучению в школе. Школьная зрелость не одинакова у детей равных по биологическому возрасту. Одному ребенку 7 лет и он готов сесть за парту и осваивать учебную программу, а его одногодку требуется еще около 1,5 лет, чтобы наступил его «возраст школьной зрелости».

Около 40% детей испытывают трудности с чтением и письмом при переходе в среднюю школу. Да! Уже отучившиеся в начальной школе дети плохо читают и делают массу ошибок при письме. Более того! Любой школьный учитель подтвердит, что плохо читающие дети есть и в 7-8 классах.

Это говорит о том, что почти половина всех учеников напрягают все силы для прочтения заданного текста или написания упражнения. Они прилагают огромные усилия, чтобы совладать с «непослушными» буквами. У таких детей совершенно не остается сил на понимание смысла прочитанного, а вопросы по тексту просто ставят их в тупик.

Как помочь детям?

Прежде всего, необходимо понять, как изменилось обучение за последнее время. Раньше дети читали обычные книги, а при обучении письму много работали с прописями. Сегодня они читают (просматривают) огромный объем текстовой информации на компьютере и планшете, и манипулируют кнопками-иконками. Наши дети развиваются по-другому, чем это происходило в нашем детстве. Они имеют отличную от нашей скорость реакции, иное мышление и иначе реагируют на информацию. Это – нормально, потому что мир меняется.

Когда малыш приходит в школу, у него начинаются проблемы с чтением и письмом. Почему? Одна из причин в том, что у ребенка плохо развита мелкая моторика. Чтобы дети легче освоили новые навыки, в дошкольный период их руки нужно специально развивать. Пусть малыши учатся работать ножницами, рисуют, лепят и играют с бисером.

Другая причина неудачного школьного старта – недостаточное развитие нейронных связей мозга. Учеными доказано, что развитию нейронной сети очень помогает музыка. Нужно с раннего возраста слушать с детьми хорошую музыку и осваивать игру на музыкальных инструментах. Занятия музыкой позволяют ребенку слышать и различать отдельные звуки.

Что такое речь с точки зрения физики? Шумы. Человек, умеющий слушать музыку, способен обращать внимание на мелкие детали, а значит и восприятие человеческой речи у него другое. Такие люди могут обрабатывать физический сигнал точнее, чувствуя мельчайшие нюансы звуков.

Третья причина проблем в обучении – не умение трудиться. Да, ребенок получил от вас и ваших предков превосходный по физическим характеристикам мозг. Гены не подвели. Но без когнитивной нагрузки, такой природный дар не будет иметь никакого смысла. Его нужно развивать, давать ему упражнения, тренировать, иначе все пойдет впустую.

Каким не должно быть обучение?

Многие родители стараются, чтобы дети с младых ногтей усвоили как можно больше информации - выучили несколько иностранных языков, запомнили названия столиц разных стран или прочитали много познавательных книжек. Такая работа забирает у детей много времени и сил. Что же получается в итоге?

Мы обмениваем часть детского времени на знания, которые, возможно пригодятся ребенку в будущем. Вот только вопрос - способен ли он запомнить все то, что ему предлагают выучить? И сможет ли он в жизни воспользоваться тем, что мы, взрослые, заставили его выучить в детстве?

 Посмотрим на ситуацию объективно. В прежние времена учителя и воспитатели были главным источником информации для детей. Но теперь все не так! Ребенок за секунды может получить огромный объем информации по любому интересующему его вопросу. Достаточно только вбить в поисковик ключевое слово. А школа продолжает вести обучение по старой методе: ученики получают от учителя задание прочесть текст на странице № 153 и пересказать его…

Так нужно ли раннее развитие детей? Да, если под ним понимать не простое усвоение огромного объема знаний и подготовку к многочисленным конкурсам. С раннего возраста ребенка нужно учить самостоятельно мыслить и формировать его нравственные ценности. Ведь самое главное в раннем обучении – не мифический результат и «достижения», а удовольствие, которое испытывает ребенок от познания окружающего мира.

Каким должно быть раннее обучение? Прежде всего, радостным! В идеале детские годы остаются в памяти человека, как светлый период, время удивительных открытий, первых достижений и необычных сюрпризов. Нормальное детство вспоминают с любовью. Любовь и есть главный стимул к знаниям. Ведь то, что мы любим, мы знаем во всех деталях.

Юлия Козлова

347 02 мая 2017, в 09:00

Комментарии

Добавить комментарий

Вход Регистрация