Януш Корчак и его правила общения с ребенком

Правила отношений с детьми Януша Корчака часто называют педагогикой доброты. С момента, когда этот мужественный человек погиб, прошло уже 75 лет. Но его имя навсегда осталось вписанным в историю человечества, как пример мудрости, сострадания и бескорыстного служения детям.

Истоки

Януш Корчак появился на свет в 1878 году, когда Польша еще входила в состав Российской империи. Он вырос в семье, в которой ценили образование. В варшавской гимназии, где мальчику довелось учиться, преподавали на русском языке, и в ней царила очень строгая дисциплина. Детей с 10-11-летнего возраста учили латыни, а затем французскому, немецкому и греческому языкам.

В 15 лет Корчак стал помогать семье, подрабатывая репетиторством, а в возрасте 21 года он съездил в Швейцарию. Корчака интересовали методы работы выдающегося педагога-гуманиста Иоганна Генриха Песталоцци, поэтому он посетил несколько школ и больниц.

Получив образование врача, в 1903 году Корчак стал работать в еврейской детской больнице. Летом он выезжал в лагеря, как воспитатель, и отдавал много сил благотворительной работе с сиротами. Общение с детьми очень увлекало Корчака, он постоянно искал новые формы и методы работы, и поэтому по своей инициативе побывал в детских приютах Германии, Франции и Англии.

В 1911 году Корчак решил оставить врачебную практику и полностью сосредоточиться на любимом деле. Он создал «Дом сирот» для еврейских детей и стал его директором. В этой должности Корчак проработал до последних дней своей жизни. Единственный перерыв на педагогическом поприще пришелся на годы Первой мировой войны, когда он служил врачом в военном госпитале и работал в киевских приютах для украинских детей. Именно тогда Корчак написал знаменитую книгу «Как любить ребенка».

В годы войны

Польшу одной из первых охватило пламя войны. Когда ее оккупировали фашистские войска, Януша Корчака много раз видели в мундире польского офицера. На просьбы поостеречься он заявлял, что гордится военным чином и намерен делать то, что хочет.

Спустя год, его вместе с воспитанниками поместили в Варшавское гетто. Условия проживания там были чудовищными, и директору «Дома сирот» стоило больших усилий добывать для своих подопечных для еду и одежду. Много раз друзья предлагали укрыть его на арийской стороне. Для Корчака готовили документы, снимали жилье, но бросить детей и перебраться в безопасное место педагог считал немыслимым.

В августе 1942 года 200 детей из «Дома сирот» депортировали в концлагерь, где проходила программа по уничтожению еврейского населения в газовых камерах. В товарных вагонах их привезли в Треблинку, и Корчаку довелось пройти ужасный путь с своими детьми до самого конца.

Педагогическая система

Януш Корчак остался в памяти всех, не только как верный опекун беззащитных детей. Он известен, как прекрасный писатель и врач. Родители и учителя получили от Корчака бесценное наследство - оригинальную систему правил, которые можно использовать в общении с детьми.

Для нас важно понимать, что подходы польского педагога - это не «бумажные» рассуждения. Он много времени прожил с детьми в условиях настоящей беды, когда они оказывались оторванными от семей, голодали и остро нуждались в родительской любви. Правила, которые исповедовал Корчак, рождены в практической работе, в повседневном контакте с детской болью и проблемами.  Они помогают нам понять истинную природу детей и предостерегают от возможных ошибок и заблуждений.

Корчак был уверен, что педагогику нельзя рассматривать, как науку о ребенке. Это, прежде всего, наука о человеке. Воспитывать ребенка можно только, когда он сам проявляет активность, открыт и готов к общению. Взрослый не имеет права формировать черты характера ребенка и развивать его по своему разумению. Поэтому влияние родителей и учителей сводится к тому, что они влияют на самопознание, самоконтроль и самоанализ, способствуют саморазвитию, а также изменению самооценки.

Правила повседневного общения с детьми

  1. Начинать общаться с ребенком можно, только испытывая к нему чувство любви. Не стоит тратить время на общение походя, без проявления внимания к маленькому человеку. Что это значит? Принимайте своего ребенка таким, каков он есть, даже когда в нем мало таланта или он неудачлив. По словам Корчака, дети - это праздник, который пока с нами.
  2. Бессмысленно и пагубно требовать у детей благодарности за все, что взрослые делают для них. Поставьте себя на место ребенка. Вы получили от своих родителей самое ценное - жизнь! Как вообще можно отблагодарить за это? Чувство благодарности ребенок проявляет в отношении собственных детей, а те передают эту эстафету дальше. Рано и поздно потребность отблагодарить рождается в каждой душе. Но она должна проявиться естественно, без давления из вне.
  3. Взрослые должны понимать, что вещи и проблемы, которыми обеспокоен малыш, чрезвычайно важны для него. Нельзя оценивать степень важности происходящего, исходя лишь собственного опыта. Каждый проживает жизнь, испытывая трудности и препятствия. Не зависимо от возраста, дети, как и мы, проходят через муки выбора, трудности преодоления и разные искушения. Их жизнь не менее сложна и драматична. Более того, жизнь детей часто гораздо тяжелее, чем у взрослых, потому что им не достает практического опыта и веры в собственные силы.
  4. Тупиковый путь - унижать детей, вымещать на них собственные обиды и пытаться постоянно ставить в пример кого-то из взрослых. Каждый проходит свой путь на этой земле, и поэтому каждый имеет полное право на выбор и самостоятельные решения. Роль родителя или учителя заключается только в том, чтобы помочь ребенку найти этот путь.
  5. Общение с ребенком подобно общению со взрослыми. Оно обязательно должно быть вежливым. С ранних лет ребенка стоит наделять теми же правами, которыми обладают все взрослые.
  6. Говоря с ребенком, рассказывайте ему о реальной, а не о придуманной жизни, а также обсуждайте с ним актуальные для него проблемы. Тогда он вырастет, ценя правду и умея распознавать ложь. В жизни важно любить и ненавидеть, настаивать на своем и соглашаться, быть непокорным и уметь считаться с чужой точкой зрения. Ребенок должен накопить достаточно сил, чтобы жить в радость и не впадать в позицию жертвы.
  7.  Хотя общение со взрослыми и детьми очень похоже, с ребенком стоит говорить на уровне его понимания и опыта. Взрослые должны признать право ребенка прожить этот замечательный, очень ценный период - детство.
  8. Общение с чужими детьми практически ничем не отличается от общения с собственными. Если нам удалось помочь чужому малышу, всегда найдется тот, кто не оставит в беде нашего.

По мнению Януша Корчак, важно побудить ребенке интерес к самосовершенствованию. Родителям стоит перестать оценивать собственных детей, исходя из будущих требований. Откуда мы знаем, как переменится общество, и какое место займет в нем наш ребенок через 10-15 лет?

Мы не всесильны, и даже одаренный воспитатель время от времени терпит фиаско. Согласимся, что самые важные встречи в нашей жизни - это встречи с детьми. Просто будем любить их в настоящий момент, сегодня!

Юлия Козлова

290 24 апреля 2017, в 08:36

Комментарии

Добавить комментарий

Вход Регистрация