Как убить в ребенке мотивацию к саморазвитию

У родителей школьников часто возникает проблема, когда дети перестают чего-то хотеть. У них пропадает желание ходить на уроки, заниматься музыкой, или посещать прежде любимую спортивную секцию. При попытке разобраться в ситуации оказывается, что причины нежелания ребенка идти вперед бывают разными.

У каждого - свое

Для некоторых детей достижение определенной планки просто невозможно из-за физиологических особенностей. Например, в престижной гимназии задают так много домашних заданий, что старательно делая их, ребенок просто не успевает как следует выспаться. Масло в огонь подливают и сами родители, ведь сколько труда стоило поступить такую элитную школу!

Другие дети перестают желать перемен и стремиться к лучшему, потому что ежедневно сталкиваются с учителем или тренером, которые вызывают страх и неприятие. Общение с такими взрослыми очень быстро убивает мотивацию к саморазвитию.

Еще одна причина, по которой дети теряют интерес к обучению, это отсутствие способностей. Природа создала нас неодинаковыми. Мы имеем разный болевой порог. Кому-то физические нагрузки даются легко, а кто-то испытывает сильный дискомфорт от даже от небольшого удара. Мы по-разному воспринимаем информацию. То, что один ребенок схватывает налету, другой может просто не понять. Если причина в этом, в школе или спортивной секции ребенок становится хроническим «двоечником», переживая глубокую моральную травму. А он просто попал не на свое место!

Как реагируют родители

Что первое приходит в голову нам, родителям? Мы нервничаем! Можно конечно, забрать ребенка из нелюбимой секции и разрешить не ходить на занятия по фортепиано… Но как быть дальше? Ведь близкие не всегда будут рядом. Мы не сможет помогать нашему сыну или дочери всю жизнь. А значит, ребенка с малых лет нужно учить преодолевать трудности. Пусть старается выживать в условиях конкуренции!

Первое, о чем вспоминаем мы, родители - это преодоление. Установка на преодоление трудностей заложена в нас с детства. Каждому из нас объясняли, как важно «победить», «не сдаться», «превозмочь», «пересилить себя» и «не отступить»! Знакомо?

Пока мы были детьми, нас учили преодолевать лень, тревогу, страх и сомнения, не считаясь с личным комфортом, интеллектуальными и физическими трудностями. Мы привыкли, что понятие «преодоление» прочно вошло в нашу жизнь и навязываем такой же подход собственным детям. Разве может быть иначе?

По-другому

Оказывается, жизнь может быть легкой. Для этого достаточно понять, что живя по принципу «ничего, стерпим», мы просто находимся в плену усвоенных с детства установок «так надо», «смирись» и «все так делают». Преодолением нельзя назвать ни молчание в ответ на хамство, ни недосыпание, ни хронический страх, ни постоянное ощущение неудачи.

Что значит найти свое место в жизни? Это значит понять свои возможности и ограничения, научиться распознавать собственные желания и не делать то, против чего бунтуют тело и разум, то есть стараться следовать внутренним потребностям. Поиск своего пути заключается в отказе от усвоенных с детства установок «ты никогда не станешь певицей», «у нас в роду никто не был актером», «выше головы не прыгнешь». Кроме того, поиск своего «я» имеет и собственную ценность, ведь пока человек учится понимать на что способен, он совершает очень много открытий.

Неужели необходимо отбросить идею «преодоления», как ненужную? Конечно, нет! Ведь в процессе преодоления препятствий человек начинает ощущать вкус к жизни. Достигая поставленных целей, мы получаем мощный стимул к личностному росту, чувствуем азарт, уверенность и радость от свершений.

Каким же должно быть преодоление

Чтобы концепция «жизнь - это преодоление» работала, ребенок не должен находиться в условиях хронического стресса. У школьника никогда не возникнет мотивации на достижения, если ему каждый день нужно ходить в школу, «как на каторгу» и прилагать усилия, которые не заканчиваются положительным, радостным результатом.

Пусть сын или дочь увидят в преодолении смысл. Все просто: приложил усилия - получи радость. Любое усилие должно завершаться положительным подкреплением. Причем награда за преодоление должна быть понятной и желанной для ребенка. А не отдаленной перспективой чего-то, что даже сами родители не очень хорошо понимают: «Закончишь музыкальную школу, и сможешь лучше устроиться в жизни».

Поощрение ценно, когда оно понятно и желанно. Мы с вами знаем, что пережитая радость всегда мотивирует на повторение этого чувства. Этот механизм универсален и работает абсолютно в любом деле - в учебе, спорте, музыке и занятии художественным творчеством. Прежде чем предложить ребенку взять очередной перевал, подумайте - что ждет его на другой стороне? Закончится ли трудный переход радостью?

Трудности по силам

Каждый из нас знаком с очень мотивированными взрослыми, которым все по плечу. Они живут, не боясь брать все новые и новые вершины, и удивляют нас силой духа и крепостью воли. Скорее всего, когда они были детьми, то получали безусловную поддержку родителей. В них очень верили близкие и учителя.

А наши дети? Они едва начали жить и познавать этот мир. Личность ребенка только формируется, мотивы пока непрочны… Когда родители ставят перед ребенком суперзадачу, они убивают в нем мотивацию к развитию. Что нужно понять взрослым? Все задачи, которые стоят перед ребенком, должны быть преодолимы… хотя бы в теории.

Трудные препятствия нельзя предлагать ребенку сразу, иначе боль и дискомфорт, испытанные им во время преодоления, навсегда убьют желание заниматься какой-то деятельностью. Например, дети, испытавшие физическую боль во время первых тренировок, как правило, не желают больше ходить в спортивную секцию. Более того! Страх боли сохраняется, и став взрослыми, они стараются вообще не получать никакого физического дискомфорта.

Шаг за шагом

Чем младше ребенок, тем ближе и понятнее должна быть радость от достигнутой цели. В детском возрасте очень важно сразу видеть, какой результат получен и на что потрачены приложенные усилия. Пятиклассник вряд ли заинтересуется перспективой потратить 5-6 лет жизни на ежедневный труд в элитной гимназии, после которой можно поступить в престижный вуз. Ему важнее выполнять интересные проекты, похвала учителей и результаты участия в олимпиадах.

Превращать жизнь ребенка в систему постоянного преодоления трудностей - не гуманно. Всему должно быть свое время - и движению через перевалы, и ходьбе по долинам, и веселым привалам. Главное, чтобы всегда оставалось желание идти дальше!

Юлия Козлова

316 03 апреля 2017, в 09:17

Комментарии

Добавить комментарий

Вход Регистрация