Игры для снятия стресса и тревоги у детей

Игры, после которых ребенок меньше тревожится и может расслабиться, очень важны. Они хороши, когда есть реальные проблемы, например, если малыш сильно испугался чего-то или перенес глубокую личную травму. Такие игры используют и для профилактики, так как они помогают снять накопившееся напряжение.

1. Пластилиновое тело

Когда человек переживает стресс, это, прежде всего, отражается на его лице. Не зависимо от возраста, он будто надевает маску, выражение становится безучастным, словно человек не испытывает никаких эмоций. Поэтому для снятия стресса так важны пластически игры и упражнения.

Играя с ребенком, можно начать с разминания куска пластилина. Сделайте из него человечка и подвигайте его руками и ногами, «походите» и поменяйте позы. Затем предложите ребенку представить, что его тело сделано из пластилина. «Полепите» его своими руками – потрогайте лицо, потеребите щеки, руки и ноги. Попросите малыша покрутить головой и сделать наклоны в разные стороны.

Очень полезно встать перед зеркалом и покривляться. Сделайте это вместе с малышом! Скорчите разные гримасы, изобразите страх, смех, скуку, удивление и другие эмоции. Игру можно усложнить масками. Вырежьте несколько масок и напишите на них названия «слабость», «сила»… Пусть ребенок наденет маску и попробует поговорить от ее имени. Еще более сложный вариант игры – разыграть в ролях какую-то хорошо знакомую ребенку сказку.

2. Придумываем праздники

Переживший горе человек часто начинает испытывать чувство вины перед другими и думает, что не может больше позволить себе радоваться и получать удовольствия от сегодняшнего дня. Текущая жизнь словно проходит мимо. Важно помочь ребенку выйти из этого замкнутого круга. Для этого полезно вместе записывать (или зарисовывать) его достижения, делать каждый день небольшие сюрпризы близким и придумывать праздники.

Посмотрите на календарь – чьи сегодня именины? А завтра? Приготовьте с ребенком небольшой подарок для виновника торжества. Пусть праздников станет больше! Сегодня – день радуги, завтра – самой веселой прически, а потом – день чисто убранной постели.

3. Рисование на темной бумаге

Трансформировать тревогу можно рисованием на черной или темной бумаге. На ней удобно рисовать мелками, красками или пастелью. Когда на темном фоне начинают появляться белые и цветные линии, «замороженный» внутри страх словно выходит на поверхность. Оказывается, из темноты может появиться свет, а это всегда дает надежду.

4. Ищем цвет и говорим о себе

Стрессовая ситуация заставляет ребенка «зависать» на переживаниях прошлого. Когда это происходит, он перестает воспринимать сегодняшний день и не замечает происходящих событий. Живущий в стрессе находится в себе, не обращая внимание на происходящее вокруг. Поэтому важно вернуть ему нормальное восприятие мира.

Поиграем в цвет. Сегодня посвятите день голубому. Несколько раз за день обратите внимание на те предметы, которые имеют голубой цвет – чашку, рамку у картины, стены в ванной, ручку нас столе, футболку. На другой день сосредоточьте внимание ребенка на красном. Можно даже еду подбирать по цвету. Главное, оживить сенсорную чувствительность.

Для того, чтобы ребенок чаще фиксировал внимание на настоящем, поиграйте с ним в простую игру «Где ты?». Этот вопрос нужно задавать неожиданно. «Где ты?». Пусть малыш ответит «я здесь!» и добавит несколько простых предложений о своем окружении и чувствах. Я здесь, в ванной. Держу в руках зубную щетку. Слышу шум льющейся воды. На ощупь вода теплая. Паста похожа на мятную конфету.

5. Играем с именем

Напишите имя ребенка в столбик и вместе придумайте к каждой букве прилагательное, которое бы стало поддержкой и опорой характера. М-А-Р-И-Н-А – мужественная, аккуратная, радостная, игривая, настоящая, аппетитная. В-И-Т-Я – волевой, инициативный, творческий, яркий. Если ребенок мал и ему пока трудно найти подходящее слово, помогите ему и обязательно объясните, что такое качество значит, и как оно помогает в жизни.

6. Супермены

Переживший сложный опыт ребенок часто оказывается под усиленной заботой взрослых. Малыша опекают во всем и делают за даже те простые вещи, с которыми он легко бы справился сам. В результате у ребенка появляется комплекс «беспомощности». Он боится начинать новое дело и часто использует отговорки «не сумею» и «не могу».

Поиграйте с ним в суперменов. Договоритесь, что умеете превращать друг друга в настоящих героев с новыми, удивительными способности. Для этого только нужно коснуться друг друга «волшебной» палочкой (или съесть чудесную конфету). Скажите, что у вас родится суперспособность к быстрой уборке дома и спросите ребенка – какие суперспособности появятся у него? Может быть, умение быстро одеваться? Или быстро съесть завтрак?

7. Игра во взрослого

Дайте ребенку на время поиграть во взрослого. Пусть он покомандует вами. Например, походите под его руководством по комнате – три шага вперед, два – влево, шаг назад, поворот на месте… Сходите вместе на кухню, где ребенок станет шеф-поваром, а вы – послушным поваренком. Во время прогулки пусть он сам выбирает маршрут, по которому хочется пойти. Игрушечный руль в руки – и вот уже ребенок везет вас в путешествие.

8. Батут

Тревожные дети часто интуитивно выбирают прыгание. Дело в том, что ритмичные телодвижения снимают внутреннее напряжение. Кроме того, во время прыжков человек испытывает удовольствие от опоры на стопы и в момент «невесомости». Стоит помнить об этом и не запрещать прыгание, а наоборот, создавать условия, чтобы дети могли чаще прыгать – на кровати, на батуте и с прыгалками.

9. Отпускаем беду

Люди, пережившие беду, долго живут прошлым, не желая отпускать болезненные переживания. Отказываться от того, что когда-то было дорогим и важным, очень сложно. Поэтому в жизни так важны метафоры. Пусть плохое событие станет воздушным шариком. Отпустите его с ребенком в небо. Другой вариант – записать неприятность на листке бумаги, порвать его и выбросить. А еще можно представить пережитую беду в виде бумажного кораблика отпустить ее по реке в свободное плавание.

У игр, снимающих стресс и тревожность, есть несколько правил. Важно, чтобы взрослые, играющие с детьми, сами находились в уравновешенном состоянии. Кроме того, родители должны знать, что дети не станут принимать участие в тех играх, к которым они не готовы эмоционально. Если ребенок «упирается» и отвергает предложенное вами развлечение, не настаивайте. Всему свое время. Отнеситесь к его переживанием и возможностям с уважением.

Юлия Козлова

205 21 февраля 2017, в 09:28

Комментарии

Добавить комментарий

Вход Регистрация