Что такое «норма» в развитии ребенка

Отдаем мы этому отчет или нет, ежедневно сталкиваясь с понятием «норма» в развитии ребенка, мы выбираем стратегию своего родительского поведения. В чем это проявляется? В наших решениях и в их влиянии на детское здоровье и психическое развитие.

Как много вокруг суждений и мнений на тему «нормальности». Воспитатель в садике советует одно. Уважаемая бабушка, опираясь на свой жизненный опыт, прямо противоположное. Да еще и в книгах пишут – не опоздайте, не упустите момент, не дайте заглохнуть детским талантам, потом будет поздно! Как тут не растеряться и у кого просить совета?

Для всех очевидно, что год от года толерантность в мире растет. То, что еще 10 лет назад выходило за пределы «нормы», сейчас воспринимается большинством населения, как вполне приемлемое. Прежде всего это относится к детям с особенностями развития. Вспомните прежние полностью закрытые от посторонних глаз интернаты. А сегодня? Для родителей «особенных» малышей есть сайты и форумы, они стараются объединиться в клубы и общества. Открытости заметно прибавилось. Но проблем не становится меньше. Почему же так происходит? Причиной многих проблем являются сложившиеся в обществе стереотипы и доступность «около научной» информации.

Когда я была молодой мамой и растила первенца, меня очень заботила «норма развития». Например, когда у грудничка прорезываются первые нижние зубки? Обычно после 6 месяцев. Моему малышу было уже 9, а зубов не было. Я очень переживала. И на счастье, нашлась опытная соседка, которая сказала: «Ты видела когда-нибудь человека, у которого не выросли бы зубы?». Эту мудрость, я потом применяла к очень многим жизненным ситуациям, и она никогда не подводила.

В повседневной жизни можно и нужно вырабатывать определенный иммунитет к чужим мнениям и рекомендациям. Мало ли кто считает, что у вашего ребенка что-то там «отстает» или «запаздывает». Это прежде всего ваш ребенок, и в любви и заботе все проблемы будут обязательно решены.

Однако, в садике и школе отмахнуться от понятия «норма» трудно. В системе образования сложились определенные нормативы в определении «нормальности». И если педагог или специальная комиссия решат, что поведение или развитие ребенка выходят за это понятие, его могут не допустить к обучению в классе с «обычными» детьми.

Видите, как много приходится ставить кавычек, ведь тема «нормы» не простая с этической точки зрения. При таком решении ребенку обязательно рекомендуют обучение в классах коррекции. Но они есть далеко не в каждой школе. К чему это может привести? Как минимум к тому, что ребенка придется возить в новую школу, тратя время и силы на дорогу.

Но даже если класс коррекции в школе есть, он часто не помогает. Выявляя детей с нарушениями «нормы», учителя собирают в одном коллективе учеников с совершенно разными проблемами. Один страдает сильной близорукостью. Другой плохо говорит по-русски, потому что вырос в семье мигрантов, еще не успевшей адаптироваться к чужой языковой среде. Третьего признали гиперактивным. И – так далее… Легко ли учителю работать в таком классе? Нет! Обучать таких ребят было бы гораздо проще в обычном классе, но таковы сложившиеся требования современной системы образования.

Выстраивать свою жизнь, опираясь только на мнения других людей относительно вашего малыша – тупиковый путь. Во-первых, чужие люди никогда не знают реального положения дел в вашей семье. Их мнение основывается на их личном опыте. И то, что является «нормой» в одних семьях, в других не приживается. Каждая семья уникальна, как и каждый родительский опыт. Если вы уверены в том, что любите ребенка, ко всему, что ни происходит, стоит относиться, как к «норме».

Во-вторых, подавляющее число внешних оценок носит негативную окраску. Это неизбежно, потому что люди, говоря о вашем ребенка, на самом деле, озвучивают собственные родительские решения: «Я сделала хорошо, а вот ты…». Тот, кто высказывается негативно, в глубине души не верит в вашу победу и положительный результат. По большому счету, он вам - не союзник. А тогда стоит ли придерживаться его советов?

В-третьих, понятие «нормы» в обществе быстро меняется. Наши бабушки были рады, если к году ребенок говорил несколько слов, а те, кто научился читать до школы считались едва ли вундеркиндами. А теперь? Некоторые дети к 1,5 годам свободно рассказывают стихи, а читает до школы уже большинство детей. Прежде для изучения букваря школьникам отводился целый учебный год, а сегодня с букварем заканчивают работу в течение первых двух месяцев.

Что нужно нам, родителям, прежде всего? Реальная поддержка окружающих, пример успешного решения заботящих нас проблем и чей-то позитивный опыт. Чтобы получить такую поддержку извне, нужно находить позитивные семьи и оптимистично настроенные родительские сообщества. Если вы считаете, что таких нет в вашем районе, поищите в интернете.

Однако, самую главную поддержку родители должны учиться искать в самих себе и в собственных семьях. Чтобы определить понятие «нормы», стоит сказать себе, что родительство – очень счастливый период в жизни человека. Благодаря тому, что у нас есть дети, вы чувствуем себя нужными. Благодаря им, мы становимся зрелыми и мудреем. Жизнь с детьми наполнена массой мелких и больших радостей. Если ребенок родился в нашей семье – это и есть НОРМА, даже если этот ребенок «особенный». Пусть кто-то считает иначе. Неважно! Ведь жить вместе с ребенком будем мы, а не кто-то другой.

Когда ребенок проявляет определенные черты характера или способности – это не случайно. Он растет в нашей семье, и наша задача сделать его здоровым, а его жизнь счастливой. Никакие другие взрослые не смогут увидеть истинных проблем нашего ребенка и помочь ему лучше, чем мама и папа.

Если мыслить в таком ключе, все входит в «норму». В голове не появляется идей постоянно сравнивать рост, вес, цвет глаз, вспыльчивость, послушность, ум (нужное подчеркнуть) своего ребенка с другими детьми. Мы счастливы тем, что имеем. А если родитель внутренне уравновешен, он сумеет помочь ребенку в главном – сформировать собственную систему «нормальности», не цеплять на себя комплексы, а расти и радоваться жизни. Ведь человек чувствует себя «нормальным», когда проживает жизнь полноценно, ориентируясь на собственные критерии добра и зла.

Юлия Козлова

289 31 октября 2016, в 14:03

Комментарии

Добавить комментарий

Вход Регистрация