Адаптация к школе - как помочь первокласснику

Начало обучения в школе – очень непростой этап в жизни ребенка. И хотя у малыша теперь есть все – портфель, красивая форма и даже понимание, что он уже ученик, школьником ребенок становится далеко не сразу. Для этого нужно время и, конечно, помощь родителей.

Сколько длится период адаптации?

Обычно от 2-3 месяцев (в самом лучшем случае) и до полугода. За это время, как правило, большая часть детей привыкает к новой обстановке, режиму дня, учителю и системе школьных требований. Примерно для трети первоклассников необходим большой срок. Они окончательно адаптируются, спустя 7-8 месяцев.

Как узнать, что ребенок испытывает проблемы?

Если отношения между ребенком и родителями открытые, ребенок сам поделится страхами, сомнениями, тревогами и тем, что его смущает. Все взрослые члены семьи должны просто не забывать об этом сложном периоде и в начале учебного года находить чуть больше времени для общения и игр в детьми.

В чем еще могут проявляться проблемы адаптации? Психологическое напряжение часто ведет к тому, что ребенок становится агрессивным, упрямым, невнимательным, забывает выполнять поручения или просто отказывается идти в школу.

Некоторые дети на уроках и переменах ведут себя шумно и капризничают. Другие, наоборот, становятся крайне робкими, замкнутыми и молчаливыми. Они стараются избегать общения со взрослыми и при неудачах плачут. Часто у детей «вдруг» просыпается интерес с играм, игрушкам и фильмам, которые рассчитаны на совсем маленьких детей.

Если психологическое напряжение не спадает, накопившийся во время адаптации стресс обрушивается на организм ребенка. У первоклассника может бессимптомно подняться температура, нарушиться пищеварение и сон, начаться энурез и аллергические реакции, а также обостриться хронические болезни.

Чего категорически нельзя делать?

1. Нельзя игнорировать проблему. Она существует объективно, и «страусиный» принцип – «само пройдет» может привести к сильным психологическим травмам и ухудшению здоровья ребенка.

2. Ни в коем случае нельзя пытаться воздействовать на ребенка криком и угрозами: «Если не пойдешь в школу, то…». Первоклассник и так испытывает ежедневный стресс. Особенно непросто адаптироваться «домашним» детям, которые до школы не имели опыта контакта со сверстниками в детских садах.

3. Не стоит начинать школьную жизнь с конфликтов с учителем. Не тревожьте его часто расспросами и просьбами о помощи. На начальном этапе обучения педагогу, также как и детям, приходится много работать, чтобы добиться взаимопонимания с новыми учениками. Тем более в первые месяцы учебы не нужно ходить к директору школы или его заместителю по начальной школе, пытаясь разрешить какой-то возникший конфликт.

4. Никогда не подозревайте ребенка в том, что он ленится. Очень многие родители склонны так думать. Но на самом деле за нежеланием ребенка идти в школу или выполнять задания учителя может стоять все, что угодно. Например, боязнь сделать ошибку и желание избежать неудач, неуверенность в собственных силах или просто особенности темперамента.

5. Многие родители делают ошибку, пытаясь воспитывать ребенка на собственном опыте: «Мне было тоже плохо, но я нашла силы и смогла…», или сравнивают успехи ребенка с достижениями других детей. Семьям, в которых растет один ребенок, понять неэффективность такого подхода труднее. Но тем мамам и папам, которые родили двух и более детей, совершенно ясно, что при общих подходах, одинаковой любви ко всем и полном единстве требований, дети растут и проявляют себя совершенно по-разному.

Каждый ребенок уникален, и его жизненный опыт никак не может и не должен повторять опыт родителей. Детей лучше воспринимать, как «гостей» в нашей жизни. И уж ни в коем случае ни как нашу собственность! Подумайте здраво – сколько лет назад вы сами были первоклассниками? Очень давно! И какие перемены произошли за эти годы?

Поэтому не стоит давать ребенку готовых рецептов из личного опыта. Лучше просто любить его и помогать ему прожить собственную жизнь, радуясь происходящим переменам. И прощать ребенку естественные ошибки, как и самому себе.

Чем можно помочь ребенку в период адаптации?

1. Создать в семье эмоциональный комфорт. Сыну или дочке и так непросто. Пусть будет территория, куда ему или ей хочется вернуться каждый день. Дом, где любят, внимательно относятся к просьбам, сдерживают обещания и помогают, когда есть проблемы. Пусть в этот непростой период в семье будет чуть больше смеха, совместных игр и приятных занятий. Вкусные бабушкины пироги или семейная прогулка в зоопарк первокласснику гораздо нужнее нотаций и советов!

2. Для самих родителей поступление ребенка в школу – очень большой стресс. Трудно все предусмотреть, и многие мамы и папы очень тревожатся за своего малыша. Чтобы помочь ребенку, прежде всего, успокойтесь сами! Никто не отменял тесную психологическую связь между близкими людьми. Именно поэтому спокойное, уравновешенное состояние родителей так важно для детей. Дайте своему ребенку понимание, что перемены в жизни случаются, и уверенность в том, он обязательно справится.

3. Старайтесь получить больше информации о школьных правилах и традициях. Читайте форумы родителей первоклассников, спрашивайте знакомых и не пропускайте родительские собрания. Труднее всего ребенку привыкнуть именно к тому, что каждый день новой школьной жизни нужно выполнять правила: вставать в определенное время, собирать школьный ранец или рюкзак, делать задания, которые дает учитель. И еще массу требований: правильно держать ручку, спрашивать разрешение у учителя, поднимать руку для ответа…

4. В непростой период школьной адаптации очень важно создать условия для детского здоровья. Следить, чтобы ребенок обязательно высыпался, и оберегать его от простуд. Больше гуляйте на свежем воздухе. Сходите в лес или в парк на выходные. Ведь кроме учебы есть много других приятных дел и развлечений.

Адаптация к школе – очень сложный период. Но эти перемены в жизни ребенка неизбежны. А значит, в наших силах с ними справится.

Юлия Козлова

804 04 сентября 2016, в 23:17

Комментарии

Добавить комментарий

Вход Регистрация