Как объяснить ребенку что такое личное пространство

Каждый человек обладает своими собственными интересами, принадлежащими ему вещами и личным пространством. Понимание приватной территории формируется не сразу. И задача родителей – помочь ребенку разобраться в этом вопросе, чтобы он мог самостоятельно выстраивать отношения с миром.

Что такое личное пространство и почему оно необходимо

Личное пространство мы получили в «наследство» от мира животных. Представители фауны нуждаются в приватной территории, чтобы защититься от агрессии собратьев.  У людей переживание границ комфортной зоны происходит по-другому. Наше пространство может расширяться и сужаться. Все зависит от того, кто находится рядом. С близкими людьми границы практически стираются. А посторонние, особенно те, от присутствия которых мы испытываем дискомфорт, заставляют нас держаться подальше, на безопасном расстоянии.

Личное пространство отличается у тех, кто живет в городе и на селе, а также у представителей разных культур и образования. Именно поэтому нам иногда так непросто находиться в обществе людей другой национальности или иных религиозных традиций.

Как формируется «приватная» территория

Потребности в личном пространстве в разном возрасте отличаются. Когда ребенок рождается, он практически все время проводит с матерью, и у него не бывает личного пространства. Первые конфликты с родителями, когда малыш пытается отстоять «свою» территорию возникают, как правило, в возрасте 3,5-4 лет.

Когда детям исполняется 8-9 лет, становятся заметны различия в понимании приватной территории у мальчиков и девочек. Мальчикам, и тем более юношам, для нормального развития всегда нужно больше личного пространства, чем девочкам.

Рост территории, которую осваивает человек, происходит приблизительно до 16 лет. Это считается временем его полной социализации, и в дальнейшем размеры личного пространства почти не меняются.

Нарисуем радугу «границ»

Примерно с 3-летнего возраста с детьми можно и нужно начинать общаться на темы личного пространства. Если мы не поможем малышу сориентироваться в этом непростом вопросе, он постоянно будет иметь проблемы в отношениях с окружающими. Для ребенка сложно самостоятельно разделить «твое» и «мое», а также понять, что его желания могут кому-то причинять неудобства.

С детьми постарше информацию о том, как устроено личное пространство можно легко визуализировать. Нарисуйте вместе с ребенком его самого. Пусть схематично, как получится. А вокруг фигурки, которая обозначает ребенка, нарисуйте круги, расходящиеся в стороны, словно волны от брошенного в воду камешка. Чтобы облегчить запоминание, раскрасьте круги в цвета радуги. Ближний к нарисованной фигурке ребенка – фиолетовый, потом синий… а самый дальний от ребенка - красный. Что получится? В центре ребенок, а вокруг него - яркая круговая радуга.

Фиолетовый круг – главный. Это человек – его мысли и тело. Полное право дотрагиваться до собственного тела имеем только мы сами. Другие могут делать это только с нашего разрешения. И никто ни при каких условиях не вправе прикасаться к нашему телу против нашей воли.

Если гости хотят усадить малыша на колени или поцеловать ребенка, а ему это не нравится, малыш имеет полное право сказать: «Нет!». Нам, взрослым, это кажется очевидным. А детей такому поведению нужно учить. Малышу нужно объяснять, что приватная зона есть у каждого человека, и он сам также не имеет право нарушать ее, без согласия другого.

 Следующий, синий цвет обозначает членов нашей семьи и тех, кого мы относим к близким людям. В этой части личного пространства отношения строятся на взаимном уважении, любви и доверии. Общаясь с теми, кто находится «в синем круге», мы помним, что они тоже имеют личное пространство, с которым нужно обязательно считаться.

С раннего возраста ребенок осознать, что есть те, кто готов помочь ему в решении его жизненных проблем. Ему не стоит бояться просить о помощи, скрывать что-то и стыдиться общения с близкими, если, предположим, совершил ошибку. Чаще повторяйте своему ребенку: «Не бойся спрашивать и говорить!»

В зеленый круг входят наши друзья. То есть люди, с которым мы с удовольствием общаемся и проводим время – играем, говорим и веселимся. Здесь также нужны доверие и уважение. Помогите ребенку понять, что не все дети в группе детского сада, в секции или в классе – его друзья. Пусть малыш сам попробует определить критерии дружбы и сформулирует, как ему нужно вести себя с близкими.

К более удаленному, желтому кругу относятся знакомые. Это те, кого мы узнаем и приветствуем при встрече. Однако с ними мы не настолько близки, как с друзьями. И нет разницы – ровесники это или взрослые, например, друзья родителей. Помогите ребенку понять отличия близкого человека и просто знакомого. Вместе определите – какую дистанцию в отношениях стоит соблюдать, если человек не является твоим другом.

К оранжевому кругу относятся те, на чью профессиональную поддержку мы вправе рассчитывать. Это воспитательница в детском саду, учитель в школе, полицейский, медсестра или врач. С ребенком стоит обсудить те ситуации, когда и как просят о такой помощи. Важно, чтобы дети понимали, как выглядят представители той или иной профессии. Например, у полицейского есть форма и особые опознавательные знаки. Объясните ребенку, что его могут не понять с первого раза. Такое бывает. Поэтому он должен говорить снова и снова, стараясь, чтобы его поняли и помогли.

Красный круг объединяет всех, кого мы не знаем. Это – незнакомцы. При этом совершенно не важно, что они говорят. На улице кто-то может подойти к ребенку и начать убеждать его, хорошо знает его маму или друга. Если ребенок лично не знаком с этим человеком, он должен понимать, как поступать в такой ситуации, и относиться к ней, как к потенциальной опасности.

Важно обсудить с малышом множество мелочей. На какой держаться дистанции, как отвечать на вопросы (и отвечать ли вообще). Это - основы личной безопасности! Ребенку стоит усвоить, что незнакомцам никогда не нужно рассказывать личной информации о себе и своей семье, нельзя брать у них угощений и уходить вместе с ними по их просьбе.

И главное! Никогда не будет лишним повторить ребенку, что если общение с кем-то вызывает у него дискомфорт или малышу не нравится чье-то предложение, он имеет полное право сказать: «Нет! Не хочу! Мне этого не нужно!».

Юлия Козлова

814 07 августа 2016, в 23:24

Комментарии

Добавить комментарий

Вход Регистрация