Особенности и преимущества вальдорфской школы

Почему мы, родители, стремимся узнавать о разных подходах в воспитании и знакомиться с новыми методиками? Прежде всего, мы ищем поддержку и надеемся получить ответы на тревожащие нас вопросы. Нами движет любовь к ребенку и боязнь ошибиться. Вальдорфская педагогика – это тоже педагогика любви. И наработанные в ней подходы, безусловно, заслуживают родительского внимания.

Как выросло дерево

Когда в 1919 году организовали школу при сигаретной фабрике «Вальдорф Астория», Рудольфу Штайнеру было 58 лет. Согласитесь, уже вполне почтенный возраст. Штайнер был мудрецом и романтиком, социальным реформатором и мистиком. Но даже такой провидец как он, не мог предположить, что спустя десятилетия его педагогическая система обретет по всему миру десятки тысяч последователей.

Штайнеровская школа появилось во время перемен и глубокого общественного кризиса. Только что отгремела захватившая половину Европы большая война. Австрия, в которой родилась новая школа, перекраивала свои границы, и каким будет будущее, никто не понимал. В штутгардскую школу попали дети простых рабочих, а также дети более обеспеченных горожан. Инициатива была подхвачена и, когда Штайнер был еще жив, подобные школы создали в нескольких других городах Европы.

В наши дни вальдорфское движение объединяет более тысячи образовательных учреждений по всему миру. И основные традиции, заложенные Штайнером, сохраняются. В такие школы принимают детей, не зависимо от имущественного ценза родителей.

Особенности вальдорфской педагогики

Р. Штайнер сформулировал основы духовного мировоззрения, названного им антропософией. Этот подход к пониманию мира и человека основан на сплаве философских и медицинских знаний, а также религиозных подходов. Антропософия стала основой обучения в вальдорфских школах.

В вальдорфскую школы ребенок приходит в 7 лет, и процесс его образования длится 11-12 лет. Только в этой педагогической системе все годы ученичества ребенка сопровождает один педагог, выступающий в роли классного наставника. Приверженцы вальдорфской системы убеждены, что многолетняя практика педагога с одними и теми же детьми крайне позитивно сказывается на результатах воспитания. Согласитесь, такой подход далек от традиционной школы и очень напоминает семейные отношения.

Наставник за длительный срок способен лучше узнать индивидуальные особенности своих учеников и строит педагогический процесс, исходя из личных потребностей детей. Когда ребенком занимается один учитель, родители также чувствуют себя более уверенно и спокойно. Да и ребенок, которого долгие годы «ведет» один взрослый, общается с ним доверительно и открыто.

Еще одна важная особенность вальдорфской системы воспитания в том, что в таких школах стараются избегать состязательности. К чему мы привыкли в обычной жизни? Начиная с детского сада, звучит «кто лучше», «он сделал быстрее», «давайте их обгоним», «наперегонки», «кто последний, тот…». Традиционная школа использует систему оценок. А вальдорфская? Нет! Вместо этого педагог в конце учебного года составляет на каждого из своих учеников характеристику. Безоценочная система обучения позволяет формировать у детей совершенно иную, более глубокую и осознанную мотивацию на получение знаний.

Ну, а если родители заходят все-таки перевести ребенка в «обычную» школу? В этом случае, ребенку будут, конечно, выставлены оценки по предметам в соответствие с уровнем его знаний.

Как в вальдорфской школе учатся

Если в традиционной школе за обучение чтению и основам математики принимаются с первого класса, в вальдорфской школе акценты делают на другом. Ее педагогам гораздо важнее добиться комфортного психологического климата в классе и помочь ребенку привыкнуть к самому процессу обучения. В средней школе здесь не принято делить предметы на важные и второстепенные. Наоборот, музыка и рисование считаются очень нужными для детского развития дисциплинами.

Чему же педагоги вальдорфских школ придают особое значение? Они считают очень важным, чтобы в обучении детей соблюдалась гармония. Тот опыт, который дети получают, работая на садовом участке или в школьных мастерских, должен органично дополняться занятиями в театральном кружке, ритмикой, обучением игре на музыкальных инструментах, освоением секретов живописи, рисунка и скульптуры.

С первых дней пребывания в вальдорфской школе ребенка учат вязать при помощи спиц и крючка. Всех детей знакомят с азами музицирования на флейте. С первых лет дети изучают по два иностранных языка. И система обучения построена на игровых методиках, когда используется много песенок, шуток и стихов.

А как же традиционные учебники? Тех учебных пособий, к которым мы привыкли, здесь нет. На занятиях дети ведут рабочую тетрадь, и она во временем становиться полноценной рабочей книгой. То есть, без преувеличения, дети сами создают свои учебники.

И еще один важный момент. Если ребенок не получил каких-то знаний на личном опыте, педагоги не будут преподавать ему «голую» теорию. Теоретические здания и выводы из них важны лишь тогда, когда основаны на том, что увидено собственными глазами и пережито.

Вальдорфские школы похожи на обычную семью еще и тем, что здесь проводят очень много совместных праздников. Причем, участвуют в них не только дети, но и педагоги, а также мамы и папы. Когда людям хорошо вместе, поводов для праздников найдется много. Это приходы весны и осени, Пасха, Рождество или сбор урожая. Даже простое окончание учебной четверти здесь отмечают большими концертными программами.

К каждому празднику долго готовятся – делают красочные костюмы, разучивают роли для мини-спектаклей, репетируют песенные и музыкальные номера. И на любом празднике те, кто учится в школе, и пришедшие гости получают сделанные своими руками подарки.

И о предрассудках

О вальдорфских школах часто можно услышать небылицы. Например, говорят, что такая система обучения не дает детям базовых знаний, которые бы гарантировали поступление в высшее учебные заведения. Но такие утверждения – лишь предрассудки.

Вальдорфские школы набирают все большую популярность во всем мире. Родителям нравится, что обучение детей проходит с учетом их индивидуальных возможностей и потребностей.

Что же воспитывает вальдорфская школа у своих учеников? Сочувствие, доброту, доверие, а также гибкость в общении, умение проявить инициативу и нести ответственность за принятые обязательства. Кроме того, всех выпускников вальдорфских школ отличает высокий творческий потенциал – то, что сейчас принято называть креативностью. А разве эти качества не востребованы в современном мире?

Юлия Козлова

462 15 мая 2016, в 22:16

Комментарии

Добавить комментарий

Вход Регистрация