Что такое реджио-подход или никогда не сомневайтесь в возможностях ребенка

Так сложилось, что в нашей стране реджио-подход менее известен, чем в современной западной педагогике. Эта методика сложилась в послевоенной Италии. А точнее, на севере страны в уютном городке Реджио-Эмилио, лежащим на пути из Пармы в Модену. Реждио педагогика – это не просто набор методов воспитания. Это – стройная система отношений между родителем и ребенком и целая родительская философия. Попробуем разобраться в ее особенностях?

Об истоках

Любая педагогическая система рождается личностью. Реджио-подход – детище итальянского учителя, философа и поэта Лориса Малагуцци. Представьте Италию, пережившую ужасы фашизма. И энтузиазм людей, которые после Второй мировой войны мечтали о новых возможностях человека и о новом воспитании, способном сделать жизнь людей бесконечно счастливой! Малагуццы был одним из таких энтузиастов. Вместе с соратниками-педагогами он открыл после войны в городке Реджио Эмилио новую школу.

Автор реджио-подхода был убежден, что каждый ребенок от природы «силен, богат, могуч и сведущ». Дети переполнены энергией, имеют живую фантазию, любопытство и поэтому готовы конструировать и творить собственную жизнь. От рождения любой ребенок обладает естественной потребностью и имеет право ежедневно общаться с ровесниками, а также со всеми взрослыми, готовыми к заботе о нем и уважающими его индивидуальность.

Итальянский педагог стал настоящим новатором. Он был убежден, что творческие возможности детей не имеют границ, и для их развития природа дала ребенку трех учителей – родителей, взрослых – педагогов и окружающий мир.

Учитель жизни - окружающая среда

Согласно подходам Малагуцци, родители не должны постоянно побуждать ребенка к общению с членами семьи, другими взрослыми или детьми. Хочет ребенок таких коммуникаций или нет, он выбирает сам. Малыш имеет полное право проявлять замкнутость, «закрываться» от общения и уединяться от других людей. Поэтому родителям очень важно создать в доме место, где ребенок может побыть один. У малыша должен быть уголок или комната, где его не будут тревожить. Опыт одиночества необходим для взросления.

В окружающей ребенка среде нужно создавать богатое пространство для творческой деятельности. Малыша следует окружить предметами, с которыми можно манипулировать так, как он того хочет сам. Ведь познать новое можно, только действуя!

Кроме того, сторонники реджио педагогики считают важным проводить ежедневные наблюдения за проявлениями природы вместе с ребенком. Самые современные игрушки всегда уступают богатству и природному разнообразию мира. Поэтому стоит больше гулять с малышом, подмечать сезонные изменения, собирать природный материал, кормить птиц и животных. Наблюдение – один из самых действенных методов развития интеллекта. Чем больше человек наблюдает и размышляет над увиденным, тем совершеннее его аналитические способности.

Почему нужны проекты

Исследование и постижение окружающего мира ребенком возможно и в самостоятельной деятельности, и в детской группе. Именно поэтому в этой педагогической системе уделяется такое внимание проектной деятельности. Создание и реализация проектов для развития детей играют едва ли не главную роль.

Проектом может стать любая целенаправленная деятельность детей. Однако, она в обязательном порядке должна быть им интересна. Не важно, кто инициирует проект – сами дети, или кто-то из взрослых. Необходимо, чтобы ребенок в процессе проектной деятельности был мотивирован получить нужный результат.

Мы, родители, знаем – чтобы переключить внимание малыша и увлечь его чем-то, нужно понимать, что действительно ему интересно, к чему он «не ровно дышит». Ребенок быстро растет и развивается. Меняются и его интересы. Чтобы предложить группе детей интересный для них проект, стоит просто побыть рядом с ними и внимательно пронаблюдать. Послушать – о чем дети говорят, какие темы увлеченно обсуждают, что порождает их споры.

Вообще беспристрастное наблюдение – великолепный метод глубже узнать и понять детей. Зачем мучиться и додумывать ситуацию, когда можно просто посидеть рядом, послушать и посмотреть – что на самом деле происходит. Именная такая объективная фиксация происходящего и дает самые верные плоды для объективного анализа и взвешенных решений. Благодаря реджио педагогике, родители помогают своему ребенку осваивать инструменты для решения жизненных проблем. И происходит это в реализации самостоятельных или групповых проектов.

Простые шаги для применения реджио-подхода в домашнем воспитании

  1. Ребенок – это самодостаточный, сильный и умный человек, с самого рождения имеющий полное право на родительское признание, любовь и уважение окружающих. Именно этот посыл стоит принять всем взрослым членам семьи в качестве основы для взаимоотношений с детьми.
  2. Что же делают в семьи взрослые? Их роль – в создании богатой среды для детского развития, помощи малышу, когда ему трудно, а также в поддержании в доме позитивной, дружеской, доброжелательной психологической атмосферы. Согласно реджио-подходу, родители никогда не выступают в семье в роли руководителей и наставников. Они – соавторы и со-творцы детской жизни. Будем честными перед самими собой – сколько раз на протяжении жизни мы меняли собственные взгляды? Поэтому совершенно неоправданно «брать» менторский тон и вредить собственному малышу сложившимися в нашей голове шаблонами и стандартами. В ребенке от природы заложено очень много возможностей для понимания, как устроен мир. Не будем мешать ему познавать самостоятельно!
  3. Не ограничивайте общение ребенка кругом самых близких людей. Для полноценного развития ему нужно обязательно контактировать со сверстниками и другими взрослыми. Водите его в гости, а также почаще принимайте у себя друзей и других детей. Вместе с тем, уважительно относитесь к ситуациям, когда ребенок хочет побыть в одиночестве или не настроен общаться.
  4. В доме нужно создать и поддерживать развивающую среду. И речь не о дорогих покупных игрушках и пособиях. Малыша необходимо окружить красивыми вещами из натуральных материалов. Очень важно, чтобы их назначение было открытым (не очевидным). И малыш мог сам выбирать – для чего эти предметы можно использовать. Для ребенка богатство и многообразие окружающей среды – это возможность проявить заложенный от природы способ мышления и творческие способности.
  5. Последите за тем, что и как вы говорите, когда общаетесь с малышом. Старайтесь избегать ситуаций, когда на ваши вопросы ребенок должен просто выбирать между «да» и «нет». Задавайте малышу вопросы открытого типа, побуждающие его к самостоятельным размышлениям.

Реджио-подход удивителен. С одной стороны, он дает родителю действенные инструменты воспитания. А с другой, позволяет взрослому меняться самому, избавляясь от непродуктивной роли «наставника» и вечного лидера в детской судьбе.

Юлия Козлова

545 04 мая 2016, в 08:36

Комментарии

Добавить комментарий

Вход Регистрация