Мой ребенок ворует!

Оказывается, такое неприятное открытие делает почти каждая мама. Ужасно! Это трудно понять… С этим невозможно согласиться. Почему это случается? Как прекратить уже возникшее воровство? И как научить ребенка не брать чужого?

Что на самом деле происходит

Детскую кражу стоит воспринимать, как крик о помощи и попытку ребенка достучаться до нас! Случаи детского воровства не столь редки, как мы можем подумать. Практически каждый ребенок когда-то брал чужое. Но в обществе детское воровство воспринимается, как «стыдная» проблема. И говорить об этом неловко ни с родными, ни с учителем, ни даже с детским психологом.

Большинство родителей почему-то воспринимают поступок сына или дочери, как свидетельство из «аморальности». И в голове сразу возникают страшные картины – как это воспримут друзья и знакомые, и какое будущее уготовать такому ребенку.

Причины воровства в детском возрасте

Причины того, что ребенок украл какую-то вещь, часто зависят от особенностей того или иного возраста. Малыши от года до 3 лет делают это, потому что не могут совладать с желанием обладать чем-то. У младших дошкольников морально-этические установки только начинают формироваться. И поэтому понятие «мое» и «чужое» еще достаточно размыты. Ведь самосознание начинает развиваться только после трехлетнего возраста.

Дети постарше (4-7 лет) воруют по другим причинам. Они уже включены в социальные отношения и хотят «признания». Старшие дошкольники и ученики младших классов могут сознательно украсть деньги, чтобы купить на них лакомство для друзей, желая получить их одобрение. Другой причиной воровства может быть стремление ребенка наказать обидчика. В любом случае, детьми этого возраста движут социальные мотивы. Для них важно занять определенное место среди ровесников. И чтобы это произошло, дети могут использовать все доступные им способы. В том числе – и кражу.

Воровство у детей 8-10 лет провоцирует несформированная эмоционально-волевая сфера. Таким детям бывает еще очень нелегко преодолеть соблазн и сказать самим себе «нет».

Кражи у 12-15 летних подростков – уже серьезны. Если более младшие дети идут на такие нарушения по большей части не осознанно, в подростковом возрасте дети делают вполне сознательные шаги. И что хуже – они могут воровать «по привычке». Кроме того, в этом возрасте бывают кражи «на спор», то есть те, на которые подначили подростка сверстники.

В любом случае, на воровство ребенка побуждают три основных причины:

1. Дети очень сильно хотят завладеть какой-то вещью, несмотря на угрызения совести.

2. Ребенок испытывает психологическую неудовлетворенность. Она может быть вызвана семейными неурядицами и недостатком доверия между ним и родителями. В этом случае кража становится реакцией на травмирующие обстоятельства детской жизни. Если ребенок чувствует холодность в семейных отношениях и испытывает недостаток любви, до асоциального поведения рукой подать.

3. У ребенка не сформированы до конца нравственные представления и недостаточно развиты волевые качества. А это, в свою очередь, является результатом родительской гиперопеки. Часто взрослые забывают, что ребенок должен проживать свою жизни и имеет право на принятие самостоятельных решений.

Что делать, если воровство уже произошло?

Правильная реакция взрослого на кражу – залог того, повториться она или нет. Что же мы должны предпринять?

  • Ребенок должен увидеть и осознать наше осуждение происшедшего воровства. Именно его поступка, а ни личных качеств! Запрет на воровство стоит выразить очень четко и конкретно: «Это кража. Так поступать никогда нельзя! И из этого правила не бывает исключений!». При этом, даже если вы испытываете сильное эмоциональное потрясение, никогда не стоит называть сына или дочь воришкой.
  • Постараемся доходчиво объяснить ребенку, что сейчас чувствует и думает «пострадавшая сторона» - тот, кто лишился своей вещи. Детям постарше можно рассказать и о том, к каким правовым последствиям приводит воровство.
  • Никогда не обсуждаем поступок ребенка с другими взрослыми в его присутствии. Помните золотую формулу: «Хвалим прилюдно, а ругаем с глазу на глаз!».
  • Во время общения с ребенком последим за своей лексикой. Постараемся избавиться от риторики: «Как ты мог?!», и будем использовать конструктивное: «Почему?».
  • Чтобы ребенок не чувствовал отчуждения, в разговоре не пытаемся сравнивать его с другими детьми или собой в детском возрасте. Лучше успокоимся и постараемся вспомнить свои детские «промахи». Мы же себе их простили?
  • При общении с детьми нужно знать, что чрезмерные эмоции взрослого всегда приводят к тому, что ребенок начинает скрывать свои поступки, перестает делиться своими проблемами, потому что начинает их стесняться. Помимо этого, он «закрывается», так как боится причинить родителям душевную боль.
  • Постараемся не провоцировать воровство. Деньги и ценности в доме не могут находиться где попало.
  • Любое воровство – повод задуматься о первопричинах. Все ли благополучно в семейных отношениях?

Что мы можем сделать в качестве профилактики?

Во-первых, как это ни покажется банальным, подавать детям достойный пример. Мы, взрослые, порой не замечаем, сколько разговоров и сплетен о чужом воровстве происходит в нашем доме. А ребенок отлично все слышит, понимает и замечает, особенно когда слова близких не подкрепляются делом.

Во-вторых, с раннего возраста приучаем ребенка к тому, что существуют границы дозволенного – что-то можно, а что-то нельзя. Правила общежития созданы не для ограничения свободы друг друга, а как раз наоборот.

В-третьих, очень большой вред приносит желание тотально контролировать жизнь малыша. Ребенок должен чувствовать родительское доверие и учиться доверять другим людям. Для того, чтобы это происходило, родителям стоит всегда поощрять проявленную ребенком инициативу и учить его планировать собственную жизнь.

Ну, и, конечно, главное - любить своего малыша, не терять контакт с ним, помогать ему в решении его проблем и делиться с ним собственным опытом преодоления трудностей. Ведь путь к звездам не бывает без терний! 

Юлия Козлова

467 20 апреля 2016, в 10:30

Комментарии

Добавить комментарий

Вход Регистрация