Педагоги дополнительного образования: обобщенный портрет

Мы, родители, хотим, чтобы ребенок проводил свой досуг содержательно, и обязательно рядом с тем, на кого можно положиться. Чтобы вне дома его встречал заинтересованный педагог, любящий свое дело и детей. Какие они – люди, занимающиеся с нашими детьми в кружках и клубах?

Где есть выбор, а где его нет

Посмотрим на вещи объективно - в школе у нас нет особого выбора. Какой учитель будет преподавать в классе, решаем не мы, а администрация школы. В детском саду ситуация та же – родители не выбирают воспитателя для своего малыша.

 В системе дополнительного образования порядки прямо противоположные. При выборе секции, кружка или студии как у детей, так и у их родителей свобода выбора всегда есть. А для того, чтобы выбирать сознательно, нужно иметь достаточно информации. Это важно в любом деле, и, тем более, в вопросах образования и проблемах, касающихся жизни собственного ребенка. Как же больше узнать о тех, к кому мы приводим детей на занятия, кому доверяем самое дорогое, что есть в нашей жизни?

Несмотря на объективные различия в образовании, характере и жизненном опыте, педагоги, работающие в системе дополнительного образования, в чем-то очень похожи. И можно попробовать составить их «обобщенный портрет». С помощью него решение «у кого ребенку заниматься» будет принимать проще.

О педагогическом дипломе

Для начала поговорим о профессиональной подготовке тех, кто ведет различные кружки, секции и клубы для детей. По функционалу и требованиям к должности они должны быть педагогами, то есть обязаны иметь профессиональное педагогическое образование – средне-специальное или высшее. Но часто на практике оказывается по-другому.  

В сфере дополнительного образования работает достаточно тех, кто никогда не учился в педагогическом вузе и не имеет педагогического диплома. Например, в конце 1990-х – начале 2000-х годов сюда пришло много инженеров, которые потеряли работу по основной специальности. Предприятия закрывались, и кто-то «вспомнил» о своем хобби или увлечении. По причине элементарной жизненной нужды эти люди решили попробовать зарабатывать на кусок хлеба по-другому, и у многих это получилось. Новая профессия помогла этим людям самореализоваться и подарила новые жизненные цели.

Конечно, в учреждениях дополнительного образования (детский центрах и клубах) видят такую проблему и стараются компенсировать недостачу профессиональной подготовки своих сотрудников - организуют курсы, проводят консультации. С такими специалистами постоянно работают методисты. Но факт остается фактом. Группы и студии часто ведут непрофессионалы, не имеющие базовой педагогической подготовки.

Плохо это или хорошо для детей? На практике серьезной проблемы с такими специалистами не существует. Педагогической работой занимаются люди, закончившие вузы, пусть и технические. Они имеют неплохое общее образование, начитаны и достаточно культурно развиты. Такие педагоги дополнительного образования – это люди зрелого возраста, которые имеют богатый жизненный опыт. Согласитесь, неплохо для ребенка?

Жизненный опыт и качества личности

Посмотрим теперь на личностные качества этих специалистов. Вспомним, что произошло - люди в силу объективных обстоятельств вынуждены были покинуть работу по специальности. Практически оказались на улице. Перед непростым выбором. Как же они поступили? Они боролись с обстоятельствами, не опускали руки и искали разные выходы. Возможно, в какой-то момент отчаивались, но перестраивались и оказались в итоге готовыми начать профессиональный рост с нуля, впитывая совершенно новый для себя опыт. Эти люди, встав на педагогическую стезю, сумели собственное хобби превратить в профессию. Достойны ли они нашего родительского уважения? Безусловно, да! А главное – они увлечены тем делом, которому хотят научить детей.

То есть мы как родители, может быть спокойны, хотя бы в том отношении, что ребенок попадет «в руки» людей неравнодушных, зрелых, богатых душевно и заинтересованных. Согласитесь, это - уже немало!

Что в конечном итоге важнее для семьи – профессионал (имеющий педагогический диплом), который знает, как оказаться в центре внимания, умеет хорошо рассказывать и развлекать детей? Или – тот, кто очень хочет, чтобы ребенок научился ремеслу, освоил конструирование или основы науки, и делает все возможное, чтобы малыш познал радость рисования и открыл в себе талант танцора или певца?

В чем главные стимулы

Существует еще очень любопытная статистика о тем, кто работает в системе дополнительного образования, и эти факты стали доступны, благодаря целому ряду серьезных социологических исследований. Оказывается, что большинство из педагогов детских центров сами, будучи детьми, посещали кружки и секции того направления, в котором в зрелом возрасте стали работать профессионально. То есть заряд и настрой на дело своей жизни они несут с детства.

Интересно и то, что 84% специалистов, работающих в дополнительном образовании, удовлетворены той работой, которой занимаются, и не готовы менять ее. А как же обстоят дела в школе? Выявленный у школьных педагогов уровень мотивации был на 20% ниже. Существенная разница!

Кроме того, в отличие от школьных учителей, педагоги дополнительного образования гораздо меньше загружены подготовкой к занятиям. Они имеют большую свободу выбора, и делают обычно то, что любят или считают самым важным в данным момент. По-моему, эта свобода выбора и есть основа для профессионального удовлетворения. И верно это не только среди педагогов, но и в любой профессии.

Когда социологи стали изучать, как руководители клубов, секций и кружков относятся к денежному вознаграждению, они поняли, что педагоги дополнительного образования не оценивают заработную плату в качестве главного стимула работы. Их, в отличие от школьных учителей, не так заботит социальный статус, материальные стимулы, отпускное время и различные льготы. То есть работающие в сфере дополнительного образования не так нуждаются во внешнем стимулировании труда, как школьные учителя. Им достаточно сильных внутренних мотивов к работе.

Часто сами педагоги дополнительного образования (по занимаемой должности) воспринимают себя как театральных режиссеров, хореографов, тренеров, художников и мастеров. А возможность заниматься любимым делом и профессиональная самореализация ставится ими на первое место. А это значит, что у нас, родителей, есть настоящие союзники, которым занятия с нашими детьми в радость и которые очень хотят поделить с ними лучшим, что имеют. Обнадеживающая информация, не правда ли?

Юлия Козлова

454 07 марта 2016, в 00:38

Комментарии

Добавить комментарий

Вход Регистрация