«Не хочу учиться»

Мечта каждого родителя – иметь идеального ребенка, который не шалит, всегда слушается, и обязательно хорошо учится. Конечно, мамы и папы понимают, что таких детей не бывает, и каждому растущему человечку положено хотя бы немного похулиганить, сделать что-то по-своему. Но, практически все родители уверены,  что их ребенок должен обязательно хорошо учится, и быть если не отличником, то уж точно хорошистом. А дети? Очень часто от них можно услышать фразу: «не хочу учится».  Но, почему?

Бывает, что родители, стараясь мотивировать ребенка к учебе, прибегают к не совсем корректным методам – они «покупают» оценки, предоставляя собственному чаду семьей утвержденный тариф на пятерки, четверки и тройки, наказывают, если полученная оценка не является наивысшей, используют формулу «ты - мне, я - тебе», и в результате оказывается, что учеба с пятерками нужна не детям, а родителям. Интерес к учебе тихо угасает. В ребенке  не остается  той струнки, которая побуждает к познанию, его интерес замыкается на личных выгодах, как наградах. И что дальше? Темнота.

В чем же кроется проблема? Если ребенок не хочет учится – кто виноват? И что можно сделать, чтобы эта проблема исчезла на ближайшие лет 10?

Где кроются корни?

Для решения любой проблемы прежде всего следует разобраться в причинах ее возникновения.  Почему ребенок отказывается учиться? Ему не интересно узнавать что-то новое? А может причиной тому личные отношения с одноклассниками и педагогами?  Или новый материал преподносится в сухой и очень скучной форме, и «интриги сути» не возбуждает? Или способности ребенка не дотягивают до планки, установленной учебным заведением? Копать и искать причины можно еще очень долго, и практически для каждого случая нежелания учится можно выделить сразу несколько причин, где лень – будет одним из главных составляющих. Они в совокупности и вырабатывают стойкое нежелание ходить в школу или изучать науки дома.

Попробуем заглянуть еще глубже – почему у ребенка подобное желание «не учится» возникает именно в школе? В 2-3 года каждый без исключения малыш – «исследователь мира», который стремится узнавать как можно больше нового каждую минуту. Почему за 5-6 лет этот интерес угасает? Кто является причиной переориентации ребенка с «хочу» и «буду»  в «не хочу» и «не надо».

О родителях

Очень часто сами родители, своей любовью и чрезмерным вниманием провоцируют в ребенке нежелание учится. Здесь существуют две крайности – когда родители еще до школы «затаскивают» ребенка всевозможными занятиями: чтение, письмо, английский язык,  история и т.д., причем все это начинается с 3-4 лет. И ребенок, вместо ковыряния в песочнице все чаще сидит за столом, вырисовывая крючки и палочки. А когда он идет в школу, сверстники рассказывают ему о том, что играть в футбол или кататься на роликах – это весело и захватывающе. Естественно, что у ребенка возникает желание, как бы, наверстать упущенное. И потихоньку втягиваясь в новый увлекательный процесс, он забывает об учебе, или, точнее, она уходит на самый дальний план — ведь здесь нет ничего нового. Ребенок уходит от того, чем он уже насытился - «учеба», и бежит к тому, чего он еще «не распробовал».

Вторая крайность возникает тогда, когда родители просто не хотят «мучить» драгоценное чадо, и весь процесс обучения откладывают «до школы». Такие мамы и папы уверены, что до школы их ребенок должен «нагуляться», а сидение с книжками, ручками и тетрадками может подождать. Такое отношение родителей тоже часто дает «сбой», т.к. у ребенка элементарно не вырабатывается привычка учится. К тому же, ребенок понимает, что семь лет он счастливо жил, не зная забот, а теперь ему приходится вместо игр с машинками и куклами проводить время сидя за столом. 

О кожном векторе

Существует еще одна причина, по которой ребенок не желает учится — это особый типаж, называющийся «кожным вектором». Такие дети есть в любом классе — они неусидчивы, гиперактивны, динамичны. И какими бы потенциальными способностями они не обладали, никогда такие дети не становятся отличниками. И довольно часто в этом виноваты родители!

Первоклассник с кожным вектором не может долго сидеть за уроками, идеально выполняя все задания. Ему необходимо выплеснуть накопившуюся энергию. Однако, сконцентрироваться на уроках после физической активности ему очень сложно. А родители требуют аккуратности и идеальности при выполнении домашнего задания. Иногда даже применяют физические наказания. В итоге возникает момент, когда мама и ребенок с кожным вектором доходят до психического срыва. Вот она, причина, по которой ребенок больше никогда не захочет учится.

Однако не нужно думать, что кожный вектор — это приговор для ребенка - быть всегда троечником. Правильное поведение близких взрослых, когда нет навязывания «перфекционизма», а также внутреннее чутье детей-кожников помогают им добиваться в будущем успехов и в предпринимательстве, и в технических специальностях.

Нужно ли заставлять учится?

Довольно не простой вопрос. Любое давление на ребенка может вызвать обратный эффект, и он откажется делать так, как нужно взрослым. Но и не принимать участия в учебе ребенка нельзя - он просто перестанет учится. Как же сделать так, чтобы ребенок учился? Чтобы в нем если не возникала потребность в обучении, то хотя бы не возникало отрицание обучения?

Первое, о чем должны задуматься родители — это режим. Если ребенок гиперактивный, в его распорядке дня обязательно должны быть отведены часы на физические упражнения. Очень хорошо, когда такой ребенок занимается спортом, если нет, то обязательными должны стать прогулки на свежем воздухе. На компьютерные игры и просмотры ТВ нужно отводить минимум времени, а еще лучше, «выдавать» их как вознаграждение за выученные уроки или хорошие отметки.

Не стоит в диалоге с детьми использовать формулу «ты-мне, я-тебе». Хотя ее можно несколько изменить, например, «если не сделаешь уроки, не сможешь пойти на улицу», вместо «сделаешь уроки — отпущу погулять». Родителю не нужно выступать жестким судьей, он должен показывать, что многое зависит от ребенка самого.

Нет смысла в том, что родители отдают все силы, заставляя ребенка учится. Мотив — вот, что родители должны определить, это то, что поможет ребенку захотеть учится. Для одних детей сработает девиз: «кто, если не ты!?», для других: «ты можешь и больше!», для третьих: «попробуй, у тебя получится!». И если все-таки быть отличником или хорошистом не получится, не стоит делать из этого трагедию. Дети должны быть прежде всего счастливы!

Не факт, что выучившись на пятерки в школе, и получив диплом экономиста или программиста, ваш драгоценный ребенок будет счастлив. Может его темпераменту и складу больше подойдет профессия продавца?

Учите детей быть счастливыми, и помните, что кто-то должен сажать и поливать цветы, а кто-то должен заниматься выведением новых сортов. И те и другие будут обязательно счастливы, ведь они будут делать то, что им нравится, а не что им продиктуют родители!

Наталья Накушнова

1407 05 апреля 2015, в 22:59

Комментарии

Добавить комментарий

Вход Регистрация