«Я бы в летчики пошел, пусть меня научат...»

Знаменитое стихотворение В. Маяковского, некогда очень популярное, и не потерявшее своей актуальности по сей день, не дает покоя многим родителям. «Кем ребенку быть?» - вопрос который волнует взрослых едва ли не с самого его рождения.

Выстраивая собственные планы, мамы и папы решают, что их дочка обязательно будет заниматься танцами, а сын играть в футбол, все они будут хорошо рисовать и петь. Но, с чем будет связана их профессия, думают не многие. Да и зачем, скажем, ребенку с возрасте 5-6 лет проектировать профессиональную карьеру? Может и незачем, но задумываться о будущем, скорее всего уже пора. Ребенок с 7 лет начинает посещать школу, от выбора которой во многом зависит его судьба.

В каком же возрасте нужно начинать знакомить ребенка с профессиями? Традиционно вопросам профориентации в школе посвящают время в старших классах. Насколько это эффективно? Выбор будущей специальности, все же, в огромной степени зависит от семьи, и родители с бабушками и дедушками могут сыграть центральную роль в выборе, показав собственным примером, преимущества профессии.  Может не стоит дожидаться, пока школа сделает свое дело, а начать профессионально ориентировать ребенка с самого юного возраста?

Раннее профориентирование — плюсы и минусы

Конечно, в 5-6 лет еще очень сложно судить о том, к какой профессии ребенок более расположен. Однако, выявить склонность его к творчеству, естественным наукам или гуманитарным направлениям уже вполне возможно. Многие скажут, что интересы и склонности ребенка до конца школы еще много раз сменят курс, что ж в этом есть своя доля правды. Если маленького человечка не ориентировать, то конечно, он, дабы реализовать свой потенциал и способности, будет «метаться» от одного направления к другому, упуская время, разменивая свои способности на «мелочи». Если же, наоборот, с самых юных лет  развивать способности в одном направлении, то и «метаться» будет незачем.

Отличным примером раннего профориентирования могут служить специализированные школы и лицей. Здесь дети с самой первой ступени получают, важные для будущей профессии знания в большем объеме. Причем, утвержденный государством базис знаний дети получают полностью.

Значит, первое, что важно сделать папам и мамам — это правильно выбрать направление. Это, зачастую и  является  основной проблемой. Очень сложно у 5-6 летнего малыша правильно выявить приоритетное направление развития. И довольно легко допустить фатальную ошибку, выбрав не тот ориентир.

Еще один риск, который чисто интуитивно воспринимается родителями — воспитать не гармоничную личность, развивая только одно направление. Такое чаще всего случается, когда родители образовывают ребенка с помощью репетиторов, самостоятельно нормируя количество учебных часов.

Например, родители, поняв, что их ребенок вполне может стать в будущем архитектором, как дед и отец, начинают занимать все его свободное время рисованием, лепкой, проектированием, конструированием и т.д. При этом вопросам культуры, литературы,  истории, а также точным наукам уделяется самый минимум времени. Но, разве это правильно?

Вероятно, чтобы не допускать ошибок, мамы и папы озадачиваются профориентацией собственного чада в старших классах. Тем более, что именно в этом возрасте школа помогает подрастающему поколению решать вопросы профессионального самоопределения.

Профориентация в школе

Профориентация школьников вооружает их не только необходимыми знаниями в области той или иной профессии. С помощью специальных тестов, диагностики личности, старшеклассники самостоятельно учатся оценивать собственные возможности. Педагоги помогают школьникам оценивать себя критично и объективно, что очень важно при выборе будущей специальности. Кроме того, педагоги предоставляют вниманию учащихся целый банк профессиокарт, в которых отражаются особенности и специфика профессий, их социальная и общественная значимость, важность, актуальность и востребованность на рынке труда.

Все бы хорошо, вот только цели — профессионального самоопределения, школьная профориентация достигает не часто. Тому есть причины.

Во-первых, в профориентации, в отличие от школьной программы, отсутствует дифференцированный подход. Т.е. существуют некие «усредненные» методики, которые не выделяют личность и ориентируются в дальнейшем на ее интересы и возможности, а помещают ее в массу. Таким образом, только что возникший интерес, буквально, мгновенно рассеивается. Во-вторых, школьники не имеют возможности попробовать свои силы и возможности в потенциальной профессии, т. к. в основном, в школе используются словесные методы. В-третьих, не каждая школа может свободно ориентироваться в актуальных потребностях рынка труда. Школьники зачастую слушают лекции профориентаторов, подготовленные 5, а то и больше лет назад.

С чем сталкивается в итоге выпускник? С неизвестностью. Причем страх и неопределенность возникают перед самым получением аттестата. И тогда, вчерашний школьник, пытаясь пристроится хоть куда-нибудь, идет в учебное заведение, где обычно не очень большой конкурс при поступлении, выбирает самый непопулярный факультет. Проведя в стенах ВУЗа 5 долгих и нудных лет, получив диплом, теперь уже молодой специалист в лучшем случае пробует свои силы в полученной специальности, а в худшем - кладет «корочку» дома на полку, и идет искать себя.

О добрых помощниках

Довольно часто, выбор ВУЗа и будущей профессии для собственного чада делают его родители. Хорошо, когда они ориентируются на способности и пожелания ребенка, но часто  школьника ставят перед фактом: «Ты будешь поступать на инженерный...», объясняя выбор тем, что «...туда пристроить легче...». Для таких родителей не важно кем будет работать их ребенок в дальнейшем и как сложится его профессиональная карьера, главное, что он будет «с высшим образованием». В исключительных случаях родители выбирают для детей профессию мотивированно, когда существует необходимость ведения семейного бизнеса или на благо общества трудится семейная династия.

Когда родители чрезвычайно заняты, дети пополняют недостаток информации в общении с друзьями, а также путешествуя по интернет-сети. Говорить о правильности выбора в этом случае не приходится, т. к. школьник получает искаженную информацию о профессии, поддается «стадному чувству», останавливая выбор на самых популярных специальностях, абсолютно неадекватно оценивает собственные силы и возможности.

Как же быть? Начинать готовить ребенка к будущей профессии с юных лет, делая выбор самостоятельно? А может доверить ребенка школе, и копить на платный ВУЗ?

Вероятно, ни тот, ни другой вариант назвать правильным нельзя. Ребенка нужно готовить к будущему, но делать это не навязчиво: с 4-6 лет начинать знакомить с профессиями например, играть в доктора, воспитателя, врача; наблюдать за способностями и интересами. Очень важно правильно выбрать школу и класс, опять же, ориентируясь на ребенка. Родители должны постоянно разговаривать с будущим специалистом, интересоваться, что он любит, чем хочет заниматься. Важно объяснять, что каждая профессия требует определенных знаний, например, врачу необходимы отличные знания биологии и химии, а экономистом сможет стать тот, кто хорошо разбирается в математике.

Профориентация в школе поможет родителям и детям совместно выбрать подходящую профессию. Остается лишь совместно выбрать учебное заведение и вперед!

Выбор будущей профессии — это один из наиболее ответственных шагов в жизни любого человека. Школьники не всегда готовы сделать этот шаг самостоятельно. Родителям важно  помочь сделать выбор, делать его за ребенка - не нужно. Помните, работать вашему ребенку, а не его папам и мамам!

Наталья Накушнова

1198 26 февраля 2015, в 22:38

Комментарии

Добавить комментарий

Вход Регистрация