Про отставания в развитии

С момента первой встречи с малышом мамы и папы начинают следить за его развитием — все ли так, как должно быть, нет ли отклонений. Ими внимательно изучаются среднестатистические показатели «взросления», опрашиваются все друзья и знакомые. И если вдруг что-то оказывается не так, как у всех, начинают сильно беспокоиться, полагая, что их малыш отстает в развитии. Иногда даже доходят до крайности: мамы и папы начинают таскать свое чадо по врачам, выискивая диагнозы, объясняющие почему их малыш в 11 месяцев не пошел или в 2,5 года еще не говорит.

Бывает и по-другому, когда явные нарушения в развитии родителями и педиатрами не замечаются, и лишь узкие специалисты, во время плановых осмотров указывают на проблему. Хорошо, если это случается рано, а если поздно? Бывает, что диагноз «ЗПР» (задержка психического развития) дети получают в школе, или уроки физкультуры выявляют у ребенка отставания в физическом развитии. Особенно заметны отставания у школьников — они плохо усваивают программу, быстро утомляются, задания, которые легко выполняют их сверстники, оказываются либо не выполнимыми, либо чрезвычайно сложными.

Так, как же быть? Перестраховываться и с самого рождения бегать по всем врачам, дабы «не прозевать» отклонения от «здорового курса», т. е. жить в постоянном стрессе и напряжении? Или подождать, когда отставания проявят себя, и лишь потом корректировать?

Ребенку, для роста и развития, важно создать благоприятные условия, и в этих условиях наблюдать за ним. При тесном постоянном контакте родителей и детей отклонения станут заметны, и тогда можно обращаться к специалистам. И выдумывать ничего не придется.

О причинах отставания в развитии

Отставания в развитии детей разделяют на умственное и физическое. Проявляться они могут индивидуально и сосуществовать вместе. Задача родителей — понять что не так, и обратиться за помощью. Только специалист выявит специфику отставания, установит причины и сформирует корректирующие действия.

Врачи выделяют несколько причин отставания: физиологические, связанные с особенностями индивидуального развития (недоразвитость мозга, ЦНС и т. д.), и педагогические, когда ребенка просто не научили. Причины отставания различны, но все они требуют огромной работы взрослых.

Педагогические причины

Довольно часто причиной отставания в развитии ребенка являются сами взрослые. Они могут быть равнодушными, не компетентными, не внимательными к подрастающему поколению, либо, наоборот, проявлять чрезмерную опеку, лишая ребенка возможности накапливать собственный опыт.  Дети таких родителей, как правило, здоровы — нарушений в работе мозга и ЦНС нет. У ребят диагностируют информационный недостаток, при этом отсутствует и стимуляция к умственной деятельности — либо нет желания, либо нет потребности. В этом случае возможны два пути: наименьшего сопротивления, когда ребенок живет, как жил — не развивается, а пробелы в знаниях перерастают в огромные пропасти; и наибольшего сопротивления, когда родители стимулируют ребенка к процессам познания, и постепенно пробелы устраняются.

Здесь и причина, и решение проблемы кроются в действиях взрослых. И не допустить подобного отставания может любой родитель, ему нужно быть просто внимательным и заботливым.

ЗПР — как диагноз

Задержка психического развития — довольно неприятный диагноз, т. к. его проявления всегда довольно вариативны. Вероятно, поэтому его диагностируют чаще всего в школе. ЗПР имеет ряд своеобразных признаков, которые помогают отличить его от других отклонений в развитии. Дети с ЗПР легко утомляются, имеют не характерное для возраста поведение, более детское, даже незрелое. Такие дети бывают излишне вспыльчивы и плаксивы. Они редко доводят до конца начатое, плохо делают домашнее задание.

Дети с ЗПР имеют отставание в развитии психики, однако проблем с работой мозга у них нет. Прогнозы специалистов для детей с ЗПР положительные, но только тогда, когда взрослые серьезно озадачатся решением этой проблемы.

Органические отклонения в развитии

Это самый сложный тип отклонений, т. к. причина кроется в неправильном развитии органов или систем. Лечить его сложнее всего, т. к.  против выступает сама природа. Но, как бы ни было, коррекция и лечение отклонений мозговых функций, а также деятельности ЦНС возможны и продуктивны. Самое главное — выявить их как можно раньше.

Корректирующие мероприятия

Чтобы четко диагностировать причину и тип отставания в развитии ребенка, специалистам необходимо знать все — как протекали беременность и роды, какие инфекционные заболевания перенес ребенок, в каких условиях он воспитывается, как с ним общаются родители и т. д. Все имеет значение.

С какого возраста начинать следить за малышом? Еще до его рождения! Весь комплекс исследований в период беременности направлен на выявление патологий у ребенка. Причем, корректировать развитие малыша можно еще до его рождения.

Первый год после рождения — тоже яркий показатель развития. Только обращать внимание нужно не на то, когда  ребенок "сел-встал-пошел", а на другие действия, которым обычно родители не придают значения. Например, четырех-пятимесячный малыш все время сосет край одежды или палец, взгляд трехмесячного малыша «гуляет», и не может сосредоточиться на предмете, малыш не реагирует на звуки и др.

Каждому возрасту свойственно проявление своих качеств. Причем, каждый год добавляет новые. К школьному возрасту ребенок может накопить массу признаков отставания — явных и очевидных, которые начали зарождаться еще в 1-2 года. Корректировать их будет сложнее и времени потребуется гораздо больше. Поэтому, родителям все же стоит заранее беспокоиться о том — здоров ли их ребенок и правильно ли он развивается. Только за эталон нужно брать не табличные данные, приводимые на сайтах для домохозяек, а ориентироваться на опыт врачей — педиатров, неврологов, ортопедов и т. д. Они смогут распознать патологию, в отличие от неопытных мам и пап.

Родители, если вы желаете видеть своих чад здоровыми и развитыми — побольше времени проводите вместе, будьте внимательны к детям и не забывайте посещать докторов. Пусть это будут плановые осмотры — в год, два, три, они также помогут выявить  отклонения и начать коррекцию. Но, уж если сомнение появилось в родительском сердце, то лучше лишний раз посетить специалиста и убедиться, что все ОК, чем спустя годы винить себя и лечить-лечить-лечить.

Наталья Накушнова

1326 19 февраля 2015, в 23:17

Комментарии

Добавить комментарий

Вход Регистрация