Развитие мелкой моторики до года

Маленькие пальчики надо тренировать. Это и рукам полезно, и в головном мозге дополнительно стимулируется расположенный рядом с моторной зоной центр речи.

Развивать ручки малышу можно прямо с рождения. Разгибая сжатые в первый месяц кулачки и смазывая маслицем или кремом маленькие складки, мама дополнительно может растирать пальчики, каждый по отдельности и все вместе.

С первых недель жизни можно вкладывать в ладошку малыша разные по фактуре и жесткости материалы, можно водить разогнутой ладошкой ребенка по различным поверхностям - по ковру, по вязаной кофте, по меху, по маминому лицу, по волосам... Все это стимулирует нужные зоны.

Выбирая погремушки, желательно обращать внимание не только на цвет, звук и внешний вид, но и на ее ручку/рукоятку. Ведь поверхность может быть не только гладкой пластмассовой! Чуть ребристая, деревянная, вязаная, тканевая с мягкой набивкой, с пупырышками... Вначале непроизвольно, а затем сознательно захватывая игрушку, ребенок начинает ощущать разную фактуру. Потихоньку появляются перебирающие, ощупывающие движения пальчиками. Это уже включается моторика.

Очень хорошо использовать для развития моторики игрушки и подручные материалы с различными привязанными на шнурках мелкими деталями, бусинами. Такие качающиеся детали ведь нужно захватить перед тем, как их разглядеть и отправить для ознакомления в рот!

Сейчас много развивающих игрушек с такими функциями, где есть открывающиеся, отрывающиеся, привязанные детали. И все эти бабочки, крылышки, цветочки, уши могут еще и шуршать, греметь, звенеть... Любопытство дает толчок развитию моторики, и маленькие пальчики начинают все активнее и разнообразнее двигаться.

Попозже хватательные движения совершенствуются. И вот уже ребенок хватает интересную вещь не в кулак, а двумя пальчиками, как пинцетом. На этом этапе мамы обычно жалуются, что их малыш собирает крошечки, соринки с пола и тянет их в рот. Задача родителей в это время обеспечить безопасность и предоставить развивающемуся чаду максимальное количество материала для совершенствования этого нового навыка. Кусочки еды на столике, бусины на прочной проволоке - самые распространенные способы.

Следующим этапом развития мелкой моторики является использование указательного пальчика. Нажимание кнопок, ковыряние дырочек, показывание на рисунки и предметы пальцем -  действия этого периода. Обычно в это время ребенок проникается любовью к книгам, показывая все на картинках. Сейчас малыш начинает пытаться повторять простейшие пальчиковые игры - самая простая и известная игра это "Сорока-ворона". Есть и другие, мама может выбрать их себе по вкусу.

Также примерно в это же время появляется навык вкладывания предметов в отверстия. Конечно, сортировать малыш пока не умеет, так что полноценно использовать игрушки-сортеры не сможет. Но баночки, коробки без крышки и с прорезанным отверстием - отличное развитие на первых порах. Можно дать ребенку дуршлаг и спички – его это заинтересует!

Родители могут создавать условия для развития мелкой моторики. Например, игры с песком (или крупой) отлично подходят. Можно "рисовать", можно искать спрятанную игрушку, можно захватывать горстью и пересыпать в другую емкость. При этом маме нужно терпение, внимательность - и пылесос!

Хорошим развивающим упражнением моторики являются и игры с соленым тестом. Можно и с пластилином, но тесто все же безопаснее и экологичнее. Ребенок точно пока не сможет что-то слепить. Но мять, погружать пальчики, отрывать куски - это ему и в удовольствие, и по силам.

Отличным подспорьем являются развивающие книги, игровые панели с кнопками, движущимися деталями, элементами на кнопках, пуговицах, молниях, липучках, кармашками. Тянуть, прикреплять, отстегивать, вкладывать, крутить, нажимать - это все нужные и важные движения, развивающие ребенка и доставляющие ему удовольствие. Мама может и сама сделать развивающую книгу для своего малыша! Элементарные навыки шитья (вручную и на машинке), лоскуты, всяческие пуговицы, застежки, молнии, немного фантазии - и неповторимая страничка готова!

Игра с бумагой тоже важна. Ведь ее можно трясти, мять, рвать на части. Можно засовывать большие куски бумаги в небольшие отверстия. А как радуется ребенок этому! Важно только с самого начала дифференцировать бумагу для игр и книги, не позволяя ребенку рвать страницы.

Играйте со своим ребенком! Показывайте ему, что можно сделать с предметами, создавайте ему среду для развития, делайте массаж ручек и проводите с ним пальчиковые игры. И ваш малыш будет развиваться на радость вам!

Будьте здоровы!

Врач Алина Обухова

 

1158 05 ноября 2014, в 08:57

Комментарии

Belka_peresa , 06.11.2014
Алина, спасибо за статью, прочитала на одном дыхании и воодушевилась еще больше играми с малышом))))
Ответить

Добавить комментарий

Вход Регистрация