Читать или не читать, или Мы второго зайца не убиваем, а обучаем

Друзья, случалось ли вам покупать детям очень яркие красочные книжки, а потом расстраиваться от того, что «ребенок отказывается слушать, как вы их читаете»?

А случалось ли вам читать ярко, артистично, «в поте лица», но при этом краем глаза наблюдать, как ребенок «считает мух на потолке»?

Давайте в нашей новой статье поговорим о чтении взрослыми детям с той стороны, с которой редко о таком виде чтения пишут: будем о книгах говорить не с позиции развлечения и даже не с позиции расширения кругозора, а поговорим о «втором зайце», которого вы не убиваете, но обучаете, если читаете детям вслух.

На одном из наших вебинаров мы уже приводили ошеломляющие результаты исследований доктора Бетти Харт и доктора Тодда Рисли из Канзасского Университета (США): к 4м годам дети, которым родители читают ежедневно, уже имеют пассивный словарный запас в 3,5-4 раза больше, чем дети, которым книги не читают.

Чтобы вы понимали, что такое словарный запас и почему он так важен: punt в том, что все leren в школе gebaseerd op на het luisteren и onthouden van informatie, die дает учитель.

Не понравилось, как последнее предложение написано, да? Все правильно, в нем 80% слов написано на голландском. Именно ТАК ваши дети слышат объяснения учителя, и именно ТАК им «понятны» тексты в учебниках, если их словарный запас составляет менее 2 000 слов (в идеале нужен словарный запас 5-7 000 слов).

Кстати, вышеупомянутое исследование как раз и подтвердило, что без чтения, так называемым «естественным» путем, вы ребенка к 7 годам как раз на эти 2 000 слов и выведете. Минимальный словарный запас складывается из тех самых бытовых диалогов, которые (как это ни странно) с одинаковой силой и почти одинаковыми словами ведут и «уборщица Зося», и «профессор университета Тамара Петровна» (все мы, родители, отличаемся между собой не так сильно, как мы думаем):

- Помой руки!

- Иди кушать!

- Как дела в садике?

- У тебя весь рот грязный.

- Ой, смотри, кто пришел.

… в вот оставшиеся несколько тысяч слов, так нужные для школы, вы можете взять ТОЛЬКО ИЗ КНИГ.

Приведу пример: сейчас мы с сыном (ему 5,5) читаем Астрид Линдгрен, «Карлсона, который живет на крыше». Открываем первую страницу (перевод со шведского Л.З. Лунгиной):

«обыкновенный» (моему сыну это слово было незнакомо, оказалось, что, действительно, он слышал «обычно», «нормальное», а «обыкновенный» - нет)

«разорванные на коленках штанишки» (в реальной жизни я бы сказала что-то вроде «Ой, что это? Дырка? Откуда?». Чувствуете разницу?)

«сомневаться тут нечего» (в реальной жизни как часто вы произносите именно этот устойчивый литературный оборот русского языка?)

«Боссе… с большей охотой стоит в футбольных воротах» (сын решил сначала, что Боссе – охотник, он не знал, что значит «с большой охотой»)

И это я привела НЕ ВСЕ интересные слова и словосочетания русского языка, с которыми нам пришлось поработать на первой (!) странице.

Надеемся, мы успешно сейчас нагнетаем обстановку и те, кто еще не читает детям, уже прикидывают лихорадочно, с какой книги они начнут сегодня же вечером.

Но, друзья, это еще не все. Не можем не упомянуть тут бородатый анекдот про оптимиста и пессимиста: «Пессимист вздыхает: «Хуже уже не будет…», а оптимист ему в ответ радостно восклицает: «Будет! Будет!»

Так вот, вам вдогонку еще две хорошие новости.

Первая новость: детей к слушанию книг нужно приучать. Не ждите, что они к вам будут сами подходить со стопкой литературы и просить «прочти, пожалуйста, прочти». Даже среди нас, поколения 80х-90х, таких было немного (и у нас ведь мультики были строго по расписанию в программе, и никаких планшетов), а сейчас, когда мультфильмы крутятся круглосуточно, и подавно давайте не будем рассчитывать на инициативу детей. И что самое для многих неприятное – приучать к слушанию, к чтению желательно успеть до того, как ребенку исполнится 1,5 лет (этому есть научные объяснения)). Есть несколько life-hack’ов (life hack – англ. дословно «жизненный взлом», как в компьютерной игре, когда, зная секретный код, ты можешь перескочить несколько уровней) о том, как упростить себе эту задачу. Следите за нашими статьями и вебинарами, за нашей группой вКонтакте, мы будем писать и говорить об этом.

Вторая новость: мало читать «артистично». Вы еще должны останавливаться на каждом незнакомом ребенку слове и объяснять это слово понятными для ребенка словами (делая параллели с вашей реальной жизнью, привлекая youtube, картинки в интернете). Теперь понятно, почему мультфильмы не работают на наращивание словарного запаса (если и работают, то должен быть специфический мультфильм и все равно речь будет о базовых существительных и глаголах)? Никто вам мультфильм с той стороны голубого экрана не остановит, и не объяснит вашему ребенку (понятно и доступно!) что это такое сейчас сказала «мышка». И не обольщайтесь, что «если бы они не понимали, они бы не смотрели». Они смотрят на яркую, двигающуюся, «зомбирующую» картинку, детям этого достаточно, они привыкли жить среди «непонятных слов». Первые три года жизни человека, собственно, очень похожи на такой мультфильм  - картинки, картинки плюс очень много непонятных слов от взрослых.

На этом «хорошие новости» от нас заканчиваются, и можно немного расслабиться. А те, кто не боятся узнать еще больше о чтении на русском языке (и на английском, кстати, тоже, процессы одинаковые происходят в головах у детей), о механизмах, происходящих в мозге во время обучения чтению, приглашаем на наш бесплатный вебинар  " ЧИТАЮЩИЙ ДВУХЛЕТКА vs ДИСЛЕКСИЯ: то, о чем не расскажут авторы модных методик по обучению чтению. ВООРУЖИСЬ, пока не поздно!" 12 марта 2014 г., 20:00 - 21:30 (время московское)

Если вы хотите получить приглашение на вебинарную комнату, подпишитесь на нашу рассылку вот здесь http://smilenglish.justclick.ru/index.html
 

Юлия Корепанова, преподаватель английской online-гимназии Smilenglish https://vk.com/smilenglish

958 06 марта 2014, в 21:25

Комментарии

Добавить комментарий

Вход Регистрация