Ребенок идет в детский сад

Итак, ваш малыш вырос уже такой большой, что пора идти в садик. Это новый этап в его жизни и жизни родителей. То, как он сложится, зависит от многих факторов.  Некоторые обусловлены биологически и наследуются, некоторые закладываются на первом году жизни. Конечно, многое зависит от устройства личности мамы, ведь во взаимодействии с ней формируются важнейшие основы личности ребенка. Это новый этап сепарации, т. е отделения от мамы. Первый произошел при рождении. То, какова история жизни мамы и ребенка, конечно, влияет на этот процесс. Может ли ваш ребенок общаться со сверстниками и взрослыми, защищать себя? Знает ли он слово «нельзя»?  Удобно ли ему будет «быть как все», то есть выполнять общие правила?  

               Что делать, каких ошибок не допустить?                      

1. Очень важно, что думает и чувствует мама по этому поводу. Ребенок чувствует то, что транслирует мама без слов. Если у мамы щемит душа при расставании – ребенок чувствует, что расставаться с мамой больно, если мама сильно тревожится – значит, там опасно! Устала и хочет побыстрее выйти на работу – мама хочет от меня избавиться, я ей не нужен! Отвержение мамой  опасно для жизни.

 Что делать маме? Работать со своими чувствами.

2. Продумать шаги, на которые можно разбить этот важный процесс.

Например:

     – Показать садик, рассказать, что там делают дети. Спросить, что думает и чувствует ребенок. Прояснять, успокаивать, подбадривать.

      - Познакомить с воспитателями. Поговорить с ребенком о правилах, возможных проблемах, как ему вести себя в различных конфликтных ситуациях. Если не умеет – научить. Конечно, это нужно сделать тактично, косвенно, рассказывая сказки и играя в игры. Не забывать при этом, что дети – повторюшки. И если вы что-то не умеете в жизни или не делаете, вы не сможете научить этому ребенка.

      - Если ребенок тревожится - привести в группу на час. Мама точно ждет в раздевалке, он может подбегать и проверять.

Следующий этап - «когда стрелка часов вот сюда дойдет, я точно приду».

     - Сделать вместе из лоскутка куклу «зайчик на пальчик». Она поможет чувствовать связь с мамой и работать со своей эмоциональностью. Видеоинструкций много в интернете.

 - Обязательно ввести традицию, когда вы разговариваете с ребенком о том, что произошло в его жизни. Глядя только на него. Не формально, не отвлекаясь на другие проблемы, особенно на других детей. На это нужна пара минут, главное – качество внимания.

 - Массировать, греть руками, тренировать и т.д стопы ног ребенка. Согласно теории телесно-ориентированной терапии, это может значительно помочь ему в данной ситуации.

 - Научить необходимым навыкам, типа застегивания липучки на обуви.

3. Навыки успешного взаимодействия мамы с персоналом садика, как показывает опыт, очень важны.

                  Какие  возможные ошибки :

 - Ребенка, особенно травмированного и тревожного, нельзя поднимать против его воли и уносить как неодушевленный объект. Уж лучше тащить за руку, но он должен идти своими ногами.

- Родители не могут защитить права ребенка при грубом непрофессиональном поведении воспитателей. Что делать ребенку при бесчеловечном отношении к нему, если родители даже не пытаются защитить его? Ребенок должен чувствовать, что он не один на один с взрослым -  психологическим агрессором, что родители, бабушки на его стороне и если что, всегда защитят. И что у него есть разрешение от родителей на отстаивание своих прав.

-  Вскрывается проблема у ребенка в теме «хочу» и «надо», а родители игнорируют ее проработку в своем поведении и поведении ребенка дома.

 - Ребенок гиперактивный, но родители списывают это только на физиологию и отрицают, что это последствия определенного стиля взаимодействия. Как правило, в таких семьях игнорируются чувства, потребности тела в нагрузке и самое главное – в расслаблении. Родители сами не в контакте со своими чувствами и не учат ребенка, как с ними обходиться. Более того, часто используют ребенка для разрядки своих чувств. Гиперактивность ребенка – только лакмусовая бумажка, показывающая, что что-то в жизни нужно менять.

- У ребенка выявляется задержка психического или только речевого развития, но родители реагируют по принципу «само пройдет». Если специалист указал на эту проблему, нельзя терять времени! Период, когда ребенок «сензитивен», т.е. наиболее способен к развитию данных функций, очень легко упустить, а потом уже не нагонишь.

- Изменение в поведении и эмоциональном фоне ребенка может говорить не только о заболевании, но и о психологических проблемах, вплоть до травматизации, тогда может помочь обращение к детскому психологу- травматерапевту.

- Если есть хоть малейшее подозрение на психиатрические проблемы – лучше несколько раз перестраховаться. Детские психиатрические заболевания характеризуются крайней быстротечностью и необратимостью. Психиатру нужно показаться в кратчайшие сроки-речь о днях.

В заключении хочу еще раз сказать, что детский сад – это важный этап в социализации ребенка, когда закладываются предпосылки будущего успеха в жизни. С вниманием и ответственно относясь к высвечивающимся проблемам, родитель готовит ребенка к следующему этапу - школе и дальнейшей жизни.

 

Панкратова Ирина, семейный психолог, телесно-ориентированный психотерапевт (www.palmira63.ru), автор программы "Школа Эмоционального интеллекта" (шэми.рф)

1087 05 марта 2014, в 06:44

Комментарии

Добавить комментарий

Вход Регистрация