Сито трех вопросов или что на самом деле скрывается в желании «учить язык по самой эффективной методике»

В прошлой статье мы с вами поговорили о том, как важно понимать, какие конкретно темы вы хотите изучить на иностранном языке (что-то связанное с покупками в интернете? Связанное с вашим хобби, чтобы иметь доступ к зарубежным статьям и фильмам? Путешествия, чтобы понимать любые возможные вопросы со стороны сотрудников аэропорта? Вопросы, которые вы могли бы задать паре с детьми из другой страны? Темы, которые будут проверяться во время какого-то определенного экзамена (ЕГЭ, IELTS, TOEFL)?

Если вы четко определились с темами (пусть не со всеми, но с двумя-тремя самыми актуальными для вас), то можно поговорить и о «методике».

Кстати, есть одна категория студентов, которым мы – как это ни странно – советовали бы вообще не тратить время на эту тему. Речь о родителях, чьи дети будут сдавать какие-то важные языковые экзамены (или о взрослых, которым это предстоит).

Самое первое, что нужно выяснять этой категории студентов у репетиторов или представителей курсов – это РЕЗУЛЬТАТЫ, которых добились ваши предшественники.  Опыт показывает, что когда родителям удается «пробиться» к учителю, который «готовит на 100 баллов», речи о «методиках» не заходит вообще. Действительно, на рынке «Подготовка к экзаменам» существует две большие категории педагогов (речь о работающих очно): те, к которым нужно «пробиваться» (и о которых вы узнаете только от друзей, знакомых и друзей знакомых),  и те, которые «рекламируют себя» в интернете, в СМИ. Зная рынок изнутри, можем с уверенностью сказать, что «готовящие очно на 100 баллов» никогда активно не «зазывают» учеников, их время расписано на год, а то и на два вперед. Те, к кому записаться «легко» - это либо новички в сфере преподавания, либо «старички», которые не показывают сколько-нибудь выдающихся результатов. Да, «активно зовущий» репетитор тоже может заявить, что «недавно подготовил студента на высший балл» по какому-то экзамену. Но важно выяснить у преподавателя при этом, 1) сколько этот репетитор работал со студентом 2) какие были у этого студента исходные интеллектуальные данные. Одно дело привести к отличному результату школьника-отличника, который (между нами) от любого репетитора «возьмет свое» и в целом очень сообразительный и усидчивый. Другое дело привести к такому же результату за год ребенка, у которого по всем предметам в школе «тройки». Чтобы вам ориентироваться: можно говорить о том, что преподаватель «грамотно ведет к сдаче экзаменов», если он был у студента главным педагогом по этому направлению в течение 3х лет или более. Так что всегда обращайте внимание на срок, за который другие ученики конкретного репетитора «вышли на 100 баллов», и попытайтесь узнать, какие при этом оценки были у ваших предшественников по другим школьным предметам.

Если все же вас очень интересует вопрос о методиках, то либо вам язык нужен «для себя», либо вы сами педагог и хотите чувствовать себя в профессии увереннее.

Начнем с того, что все и всегда ищут способы делать меньше, а получать при этом больше – и это касается абсолютно  всех сфер человеческой жизни.

Когда человек спрашивает «Какая методика изучения английского языка самая эффективная?», знайте, что это вопрос-обманка. Настоящий вопрос звучит так: «Что мне сделать, чтобы без серьезных временных, денежных и физических вложений с моей стороны быстрее выучить английский/ научить английскому?»

То есть в конечном счете всех очень интересует вопрос скорости и легкости «вложения знаний в голову», равно как и последующего долгого их сохранения.

Как видите, мы выходим с вами на всем известное понятие «память».

Огромное количество «методик изучения иностранных языков» - это ни что иное, как огромное количество разных способов запоминания иностранных слов и выражений (их значения, звучания, написания).

И поскольку процессы запоминания у людей устроены более-менее одинаково, можно говорить о том, что некоторые методики, действительно, эксплуатируют более эффективные способы запоминания, а некоторые  - менее эффективные.

Например, большинство людей запоминают бОЛьший объем материала, если одновременно и слышат его, и видят (что равно, например, слушанию учителя на очном уроке или просмотру видео), чем если просто прочитывают распечатку или соответствующую главу в учебнике. Также, информация тем быстрее откладывается в долговременную память, чем более регулярно вы ее повторяете (поэтому говорят, что «хорошо бы заниматься каждый день» и поэтому, по идее, задаются на дом домашние задания). Современная образовательная система предпочла бы не говорить об этом, но изначально суть домашних заданий - не в самостоятельном освоении сложного нового материала, а в том, что вы между уроками ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО РАЗ поднимите пройденный материал, таким образом повторяя его.

Если на первом уроке вам дали 10 новых слов, и вы НЕ возвращались к этим словам ежедневно до следующего урока через неделю, на втором уроке вы снова услышите эти слова «как в первый раз». В то же время, если бы вы их повторяли, вы бы уже положили эти слова в долговременную память, и могли бы идти дальше. Несделанным домашним заданием вы сами себе в 10 раз замедлили скорость запоминания.

Получается, что,  когда вы уточняете какие-то моменты о методике у представителя курсов или автора «революционного метода изучения языка», вы можете так и спросить, прямо и без обиняков: «Как во время своего курса вы помогаете студентам ЗАПОМНИТЬ то, что вы даете?». Это вынудит вашего собеседника спуститься с пьедестала и наконец-то называть вещи своими именами, а не прикрываться умными педагогическими и лингвистическими терминами.

Например, вы пришли на курсы, которые работают по «новой супер-методике». На первом занятии вы получите какой-то объем новой информации: учитель будет говорить сам, писать на доске, обращаться к учебнику, ставить на уроке песни и фильмы. Понаблюдайте вот за чем: 1) новая информация во время урока не фиксируется и нерегулируемо выплескивается на вас (учитель просто говорит и говорит, спонтанно переходя с одной непредсказуемой темы на другую)? Каждый студент «ловит» то, что успел выловить и как-то записать, или преподаватель выдает вам новую информацию в печатном или визуальном виде? Кстати, визуальное было бы предпочтительнее, так удобнее повторять и лучше запоминается 2) преподаватель задает на дом повторение нового материала (понимая принципы работы памяти) или задает всегда  НОВОЕ, сложное (вешая на вас свои, в общем-то, обязанности), не акцентируя внимание на том, как важно повторение СТАРОГО?

Таким образом, когда вам говорят о какой-либо методике изучения иностранных языков, вы можете «профильтровать» эту информацию через то, что мы назвали «ситом трех вопросов»:

1) Какие темы мы будем изучать этой методикой?

2) Новую информацию придется «ловить и выуживать» или она будет выдаваться на каждом уроке? Если информация будет выдаваться, то в каком виде (видео чаще всего лучше письменного представления)?

3) Будет ли педагог призывать к ежедневному повторению пройденного материала? Будет ли мотивировать на это (тоже очень важная тема, ведь мало «эффективно» подать материал, нужно еще и помочь студенту с дисциплиной в плане поддерживания знаний на уровне)? Или вы будете получать новое и на уроке, и в качестве домашнего задания, тем самым усложняя своему мозгу процесс перевода информации из кратковременной в долговременную?

Надеемся, что эти вопросы помогут вам понять, насколько полезен будет вам путь, рекламируемый книгой, видео-, очными и заочными курсами.

Если вам интересна тема памяти, ее устройства и тех механизмов, которые задействуются у всех людей во время «узнавания» нового с последующим сохранением этих знаний, вот ссылки, которые помогут дать вам дополнительные детали:

Кривая Эббингауза (о том, как правильно работать с любой новой информацией, чтобы она быстро и надолго запомнилась) http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F0%E8%E2%E0%FF_%E7%E0%E1%FB%E2%E0%ED%E8%FF

Вот еще статья, в которой описываются факторы, влияющие на усвоение материала и эффективность его дальнейшего использования в жизни http://www.elitarium.ru/2010/01/22/zakony_pamjati.html

Теперь, когда вы прочитали нашу статью и ознакомились с  вышеприведенными ссылками, вы вошли в категорию немногочисленных студентов, которые могут оценить эффективность подачи материала не на уровне «нравится – не нравится», а с точки зрения процессов, происходящих в мозге.

В следующих статьях мы разберем другие актуальные вопросы, касающиеся изучения иностранных языков.

Юлия Корепанова, преподаватель английской online-гимназии для детей и их родителей Smilenglish

1160 02 февраля 2014, в 23:41

Комментарии

Добавить комментарий

Вход Регистрация