Методики изучения английского языка. Какую выбрать?

Друзья, как вам нравится такой диалог?
- Скажите, пожалуйста, по какому рецепту вы готовите еду?
- Суп я готовлю вот по этому рецепту (показывает бумажку с рецептом).
- Спасибо, понятно.
- Пожалуйста.

Странное общение, не правда ли? А ведь когда речь заходит о методике изучения иностранных языков, именно так мы и разговариваем друг с другом. Если мы спрашиваем кого-то о том, «по какой методике он работает», а он нам отвечает «по методике Иванова», мы с вами в точности повторяем вышеприведенный диалог. Мы задали катастрофически общий вопрос, получили на него очень узкий ответ, но обе стороны вроде как остались довольны.

Да, друзья, «иностранный язык» - это именно «еда» в самом широком смысле этого слова. И чтобы не обобщать слишком сильно, давайте подумаем, что конкретно в английском языке вы хотите «приготовить»? Что конкретно хотят съесть ученики, которые задают нам, педагогам, вопросы о методике?

Начнем с того, что аналогий с кулинарией можно провести даже больше, чем вы думаете. Позвольте продемонстрировать вам следующие соответствия:

Закуски – чтение
Первые блюда – говорение
Вторые блюда – письмо
Десерты – понимание речи на слух, аудирование

Возвращаемся к вопросу о правильных формулировках. «По какому рецепту вы готовите первые блюда?» звучит уже более конкретно, но все равно странно. Значит, нужно спускаться еще на ступень ниже.

«Как вы готовите картофель?» - вот, на наш взгляд, хороший вопрос!

Конкретные названия ингредиентов в нашей аналогии – это ТЕМЫ и СИТУАЦИИ («покупка билета в аэропорту», «заказываем еду в ресторане», «укладывание ребенка спать»), слова и выражения из которых вы будете «изучать». Причем из картофеля мы можем приготовить и закуски, и первые блюда, и вторые, и даже наверняка десерт. А тему «укладывание ребенка спать», соответственно, мы также можем изучить с четырех сторон.

И если вы спросите педагога «По какой методике вы обучаете студентов УСТНО укладывать ребенка спать на английском?», вы зададите вопрос не в бровь, и не в глаз, а в самое сердце педагога.

Очень внимательно наблюдайте за выражением лица вашего собеседника при этом. И будьте готовы к ответам типа:

- Укладывание ребенка спать? Аааа… А вам зачем?... Ээээ… Ну, если вы дадите мне время, я скину вас список слов по почте… И вообще, почему вы не хотите просто взять хороший оксфордский учебник?... У нас будут коммуникативные игры, песни, видео, вам будет очень и очень интересно… Послушайте, не морочьте мне голову, что вы привязались к этой прикроватной теме?

Друзья, может оказаться, что ваш «повар» не умеет или не хочет готовить блюдо, о рецепте которого вы спрашиваете. Поэтому ваше дальнейшее общение просто не имеет смысла. Если вам нужно «укладывание спать», а у человека нет ни продукта такого, ни алгоритма приготовления этого продукта он не знает, к чему вам выслушивание про супер-методики?

Поэтому, коллеги, прежде чем искать что-то на тему «самой эффективной методики», спросите себя, КАКИЕ ТЕМЫ вам нужны прежде всего и из какой категории вы хотите готовить блюда.

Многие из вас скажут, что «им нужно все». Для меня лично «мне нужно все» равно «мне все равно, что учить», а про такую формулировку лучше Льюса Кэррола и не скажешь, позвольте перефразирую – если тебе все равно, какие темы в английском тебе нужны прежде всего, то какая разница, по какой методике будет работать твой учитель?

Но позвольте вам немного помочь. С большой долей вероятности я могу сказать, что нужно среднестатистическому клиенту репетитора по английскому языку:

- взрослым, работа которых НЕ связана с английским, прежде всего нужна тренировка в УСТНОМ общении на тему “Путешествия”. Бывает очень обидно потратить год на «экологию» и «современное искусство», чтобы потом в аэропорту чувствовать себя беззвучной рыбой.

- взрослым, работа которых связана с английским, нужны обычно УСТНЫЕ и ПИСЬМЕННЫЕ проигрывания КОНКРЕТНЫХ РАБОЧИХ ДИАЛОГОВ. Существуют, конечно, учебники бизнес-английского, но они долго будут водить вас «рядом, да не совсем там».

- школьникам, у которых проблемы со школьной программой, нужны блюда (темы) строго из школьного учебника. Как может выглядеть «техническое задание» репетитору: «Нам нужно, чтобы мой сын (дочь) знала слова по теме «Мой дом», умел(а) рассказать эту тему монологом, умел(а) задать вопросы по теме, ответить на вопросы по теме, и мог(ла) выполнить письменные упражнения с той грамматикой, которая встречается в этом разделе учебника»

- школьникам, у которых нет проблем со школьной программой, можно посоветовать штудировать УСТНО темы про путешествия и покупки в магазинах (обычно родители очень любят отправлять детей что-то купить «по-английски» и дети, если у них это получается, очень потом гордятся самим фактом), или обратить внимание на темы, которые предлагают кэмбриджские экзамены для детей

- малышам нужно все то же, что происходит и на русском: бытовые диалоги с родителями, игры, песни, потешки, стишки, сказки.

Теперь, когда мы с вами определились, какие конкретно блюда мы будем готовить, мы можем порассуждать о том, а как разные методики могут помочь нам ЗАПОМНИТЬ рецепты всех этих блюд. Ведь получить письменный рецепт – одно дело. Нужно еще запомнить последовательность, натренировать руки, довести умения до автоматизма. Об этом как раз и поговорим в следующей статье.

Юлия Корепанова, преподаватель английской online-гимназии для детей и их родителей Smilenglish

1345 22 декабря 2013, в 17:05

Комментарии

Лаванда , 23.12.2013
Юлия, меня, как Вашего коллегу, просто поражает каждый раз как глубоко Вы "въедаетесь" в тему изучения языка. По-моему, даже термин "методист" - не очень подходит, ибо общалась я с методистами и такого тщательного, по-хорошему дотошного разбора вопросов обучения и изучения иностранных языков не встречала ни у них, ни в учебниках по методологии преподавания. Браво! Я благодарна небесам, что они свели меня с Вами! И по доброму завидую дочке, которая изучает английский так просто по Вашей методике, что называет его своим вторым РОДНЫМ языком! С удовольствием слежу за Вашими открытиями и исследованиями в этой области, как будто читаю увлекательный роман о человеке, нашедшем дело своей жизни! Вы только продолжайте... :-)
Ответить

Добавить комментарий

Вход Регистрация