Интервью с Юлией Эрц, специалистом по прикладному анализу поведения

Сегодня наша гостья - Юлия Эрц, сертифицированный консультант по прикладному анализу поведения и супервизор. В декабре 2013 года в Издательском Доме Бахрах-М впервые на русском языке выходит книга о Прикладном анализе поведения  в терапии аутизма (Юлия Эрц, Ольга Мелешкевич). О том, что такое Прикладной анализ поведения,  где он может и должен применяться и насколько эффективен — ответы Юлии Эрц и цитаты из ее книги:

"Поведение формируется в течение нашей жизни и обусловлено наследственностью, физиологическими изменениями в процессе развития, той средой, в которой мы живем и последствиями, которые влечет за собой поведение."

СР: Представим, что мы имеет дело со здоровым ребенком и родителями, которые хотят скорректировать что-либо в поведении ребенка. О каких основных правилах им следует им договориться, прежде чем пытаться применить методы ABA?

Ю.Эрц: Прежде всего, действовать последовательно. Нужно научиться наблюдать за поведением ребенка. Распознать, в какий ситуациях или условиях может проявиться это поведение, как часто это поведение происходит, и какую функцию в себе несет. Внимательно наблюдая за происходящим, описывая поведение, близкие учатся не только распознавать поведение ребенка и его причины, но и свое собственное поведение, свои собственные реакции на то, что делает ребенок. И когда картина происходящего проясняется, когда близкие видят, что возможной причиной нежелательного поведения ребенка являются их собственные реакции, они могут изменить свое поведение. Можно научить ребенка вести себя более соответствующим образом - с помощью похвалы, с помощью заранее определенных правил, демонстрации правильной формы поведения. Именно такие, позитивные примеры и похвала являются намного более эффективными инструментами для формирования адаптивного поведения, чем применение каких-либо видов наказания, которые не приводят к обучению.

СР: Одним из наиболее важных понятий ABA-терапии является, по моему мнению, понятие "оперативное определение поведения": Оперативное определение должно описывать поведение четко, кратко и точно, например: "Агрессия: ребенок пинает ногой, хватает руками за волосы или одежду, с силой ударяет кулаком или ладонью другого человека, царапает или щипает. Один эпизод агрессии заканчивается, когда ребенок не демонстрирует агрессии на протяжении 30 секунд."

Для родителя ребенка бывает сложно выделить "единичные проявления неприемлемого поведения". Как изменить фокус внимания такого родителя? Решает ли поведенческий анализ задачу помощи родителям в контроле над их собственными эмоциями в отношении детей, демонстрирующих неприемлемые варианты поведения, либо раздражение родителей детьми, которые "не успевают"?

Ю. Эрц: Самый простой способ научиться распознавать "единичные проявления неприемлемого поведения" - это вести записи. Как только поведение произошло, нужно сразу же записать, что происходило непосредственно перед ним (ребенка попросили выключить мультик, или отнести папе мяч), в какой форме было поведение (ребенок дрался, кусался, и т.п.) и что происходило после поведения (ребенку включили мультик обратно, папа ушел в свою комнату, бабушка предложила ребенку машинку, и т.п.). Этот же способ помогает справиться с эмоциями - родитель "отвлекается" на запись данных, и постепенно успокаивается. А позже, в процессе общения с поведенческим аналитиком родитель может спокойно обсудить происходящее, выслушать рекомендации, и принять необходимое решение о том, как поступать правильно в следующий раз.

«На данный момент, Прикладной анализ поведения (АВА) является одним из наиболее активно применяемых подходов во многих странах мира. Кроме того, это единственный подход, эффективность которого доказана в ходе научных исследований. Вместе с тем, сложно найти другой подход, который был столь же сильно раскритикован, переиначен, интерпретирован в нечто, чем он не является, только потому, что он радикально отличается от всех других психолого-педагогических подходов. Однако, несмотря на сложности, подход выжил и успешно применяется не только в работе с аутичными детьми, но и в других отраслях, таких, как спорт, медицина, образование или бизнес».

СР: Насколько применима ABA-терапия, можно ли и следует ли использовать ее методы и приемы к здоровым детям, будут ли они эффективны?

Ю.Эрц: Следует разделить понятия "Прикладной анализ поведения" (АВА) - как научная дисциплина, и "АВА-терапия". Это не одно и то же. Принципы анализа поведения можно использовать в различных сферах - для улучшения образовательной системы и повышения успеваемости, для предотвращения глобального потепления, увеличения производительности труда и работоспособности служащих или рабочих на предприятиях, для коррекции симптомов депрессии у пожилых людей или профилактики СПИДа. Одной из сфер влияния и применения принципов АВА является коррекция расстройств аутистического спектра. Здоровым детям не нужна "терапия" т.к. у них нет расстройств. Но применять АВА для улучшения успеваемости или улучшения навыков социального взаимодействия и общения можно и для обычных детей.

2. В книге, которая готовится к изданию, говорится о научной базе методов АВА-терапии, можно ли чуть подробней остановиться на том, какие исследования проводились, и что они показали?

Многие исследования показывают, что ABA является эффективным подходом для формирования адаптивных навыков и коррекции нежелательного поведения у детей с аутизмом (Goldstein, 2002; Odom et al., 2003; McConnell, 2002, Horner et al., 2002 ). Ряд исследований также показывает, что интенсивное применение АВА (более 20 часов в неделю) в раннем возрасте (до начала в возрасте от 4 лет), может привести к значимым успехам в развитии навыков ребенка и в снижении потребностей в коррекционных услугах (Smith, 1999).

Goldstein, H. (2002). Communication intervention for children with autism: A review of treatment efficacy. Journal of Autism and Developmental Disorders, 32, 373-396.

Horner, R. H., Carr, E. G., Strain, P. S., Todd, A. W., & Reed, H. K. (2002). Problem behavior interventions for young children with autism: A research synthesis. Journal of Autism and Developmental Disorders. 32, 423-446.

McConnell, S. (2002). Interventions to facilitate social interaction for young children with autism: Review of available research and recommendations for educational intervention and future research.Journal of Autism and Developmental Disorders, 32, 351-372.

Odom, S. L., Brown, W. H., Frey, T., Karasu, N., Smith-Canter, L. L., & Strain, P. S. (2003). Evidence-based practices for young children with autism: Contributions from single-subject design research. Focus on Autism and Other Developmental Disabilities, 18, 166-175.

Smith, T. (1999). Outcome of early intervention for children with autism. Clinical Psychology: Science and Practice, 6, 33-49.

СР: Можно ли применять методы Прикладного анализа поведения  не будучи специалистом по поведенческому анализу? Насколько они безопасны? Чего делать не следует?

Ю. Эрц: Применение методик обучения и коррекции поведения должно происходить под супервизией опытного и компетентного специалиста. Любой человек может научится корректно применять эти методики, но для того, чтобы он использовал их корректно, эффективно и этично, необходимо сопровождение и супервизия компетентного поведенческого аналитика, желательно сертифицированного специалиста ВСВА или ВСаВА.

СР: Самым первым впечатлением от терапии является ощущение, что это "дрессировка". Так ли это?

Ю. Эрц:  Нет, это не так. Причем непонятно, откуда возникает такое впечатление :-)

Такое восприятие часто возникает, когда посторонний человек наблюдает работу специалиста, который некорректно применяет методы АВА и работает без супервизии. Корректное использование АВА метода предполагает, прежде всего, практику в рамках профессиональной этики, высшей целью которой является привести клиента к благосостоянию, обучить его важным для него навыкам, выбирая наиболее корректные и эффективные методы обучения. А дрессировка - это когда животное учат чему-то, что абсолютно не является важным для него. Например, зачем собаке прыгать с тумбочки на тумбочку, или тигру перепрыгивать через горящий обруч?

А с помощью АВА ребенок может научиться таким важным навыкам, как речь, общение, навыки самопомощи и личной гигиены, навыки взаимодействия со сверстниками. Разве это не нужно ребенку? Разве можно "надрессироварь" ребенка играть со сверстником? Конечно же нет!

Компетентный поведенческий специалист умеет правильно расставить приоритеты в обучении, найти наиболее эффективные методики обучения, прилушаться к нуждам и желаниям ребенка, а также, что немаловажно, подключить к процессу реабилитации близких и родителей ребенка, других специалистов, чтобы вместе, как одна команда, привести обучающий процесс к максимальной эффективности.

"Если функция неприемлемого поведения не определена, вероятность эффективной коррекции поведения приближается к нулю. Чтобы определить функцию неприемлемого поведения, нужно исследовать поведение. Если мы знаем, зачем человек ведет себя подобным образом, то тогда проблемное поведение можно скорректировать. Для этого следует выбрать альтернативное, социально приемлемое поведение, которое позволяет достичь такой же цели, как и проблемное поведение и обучать ему. Например, если ребенок избегает задания путем истерики, то ребенка следует учить просить перерыв в задании."

СР: Всегда ли проблемное поведение поддается коррекции?

Как быть с совсем маленькими детьми, которые проявляют какие-либо беспокоящие родителей паттерны поведения, например, если ребенку 9 месяцев и он ковыряет пупок, или выдергивает себе волосы?

Или, напротив, если поведение, которое родители хотели бы скорректировать, очень сложное, например, низкая мотивация к обучению, либо, как часто говорят, "негативизм" подростка? В классическом смысле слова, это ведь не поведение, а целый комплекс "отношений -событий -действий"?

Ю.Эрц: Проблемное поведение поддается коррекции каждый раз, когда мы можем распознать факторы, которые влияют на это поведение и закрепляют его, а также тогда, когда мы можем контролировать эти факторы. Ковыряние пупка в раннем возрасте может и не быть проблемой, если при этом ребенок не наносит себе увечья, спокойно может переключиться на другую деятельность и взаимодействовать с окружающими. Следовательно, если это поведение не опасно, то возможно просто переключать ребенка на другую деятельность, и проблема будет решена. С другой стороны, если это опасное поведение, то нужно понимать, почему ребенок это делает, то есть функцию поведения. Может быть, у него сыпь, и ему нужно к дерматологу? А может быть, каждый раз, когда он это делает, его мама реагирует слишком эмоционально, и ребенок таким образом привлекает внимание мамы? Если это так, то почему ребенок не привлекает внимание мамы другим способом? Может быть, он зовет ее "Мама!" - а она не реагирует, т.к. работает, но стоит ему потянутся к пупку, мама сразу же бросается к нему, и пытаясь переключить его на другую деятельность, играет с ним? Необходимо учитывать все возможные факторы. Так же и подросток. Возможноно, к учебе у него нет мотивации. Почему? Может быть, слишком высокие требования? А может быть, есть более легкие и доступные альтернативы - провести время с друзьями или за компьютером? 

Поведение человека всегда зависит от факторов в окружающей среде,  и это действительно целый комплекс воздействующих факторов, которые побуждают к действию или подавляют тот или иной вид поведения. Изучая поведение в контексте окружающей среды и взаимосвязи между поведением человека и факторами в этой среде, мы можем распознать самые значимые из них, и манипулировать ими, для того, чтобы привести к изменению в поведении.  

"Целью работы должно быть именно действие, а не черта характера ребенка, симптом аутизма или эмоциональное состояние. Тщательное наблюдение за ребенком поможет понять, почему проблемное поведение важно для ребенка, какую функцию оно несет, и есть ли в репертуаре ребенка какое-то альтернативное поведение, которым можно заменить проблемное поведение."

СР: Первая часть этого абзаца акцентирует внимание читателя на том, что целью работы является действие (поведение) ребенка, это утверждение достаточно необычно и не соответствует представлениям о необходимости "перевоспитания характера", "тренировки силы воли", очевидно, что ABA относится к эмоциональной сфере (и проявлениям эмоций) иначе, чем другие методы терапии. Могли бы Вы сформулировать, каково место "эмоций" и их проявлений в поведенческом анализе? 

Ю.Эрц: В поведенческом анализе эмоции рассматриваются как вид поведения, и как другие виды поведения, эмоции находятся под влиянием факторов в окружающей среде. Отсюда, являясь поведением, эмоции сопровождают другие виды поведения, но не влияют на них. Например, ребенку отказали в получении 3-й порции мороженого. Он расстроен и он кричит. Он кричит не потому, что он расстроен, а потому что ему отказали в его просьбе, и вероятно в прошлом, после того, как кричал, ему уступали. Следовательно, на поведение "кричать" влияют факторы в окружающей среде, которые происходят сейчас (отказ) и происходили в прошлом (на прошлой неделе мама уступила и купила еще одну порцию мороженого). Следовательно, даже если ребенок расстраивается мы можем научить его другому поведению, например спокойно ждать или переключиться на другую деятельность.

Подробней узнать о Прикладном анализе поведения, либо проконсультироваться у Юлии Эрц можно на следующих сайтах:

www.autism-aba.blogspot.com 

www.aba-kurs.com

www.autism-inclusion.com

4890 07 ноября 2013, в 22:47

Комментарии

Добавить комментарий

Вход Регистрация