«Конец парада»

«Конец парада» - мини-сериал по серии новелл британского писателя Форда Мэдокса Форда. Сериал включает в себя пять эпизодов. Сценарий написал Том Стоппард - автор сценария "Анны Карениной" 2013 года. От просмотра «Конца парада» получаешь подлинное удовольствие: глубокие сцены, великолепные натурные съемки, декорации и костюмы, отчетливо передающие дух времени, отсутствие свойственных сериалам слащавости и затянутости.

Действие разворачивается в начале XX века до Первой мировой войны и во время нее, в Британии это конец эдвардианской эпохи. Для высшего общества, не стесненного в средствах, это было золотое время значительных культурных и научных достижений, время, когда люди беспечно наслаждались путешествиями,  произведениями искусства и интеллектуальными беседами. Автомобили еще соседствуют с двуколками, родовые замки обзаводятся освещением и телефонами, вышколенная прислуга, неизменная газета за завтраком и ужин в клубе, –  все это кажется таким основательным и оказывается настолько хрупким. Один из примеров – судьба владельца величественного поместья  Гроуби сэра Тидженса, столпа общества и отца главного героя. Так же как в романе Маргерет Митчелл «Унесенные ветром», слово «война» не сходит с уст британцев, однако мало кто осознает, что мир стоит на грани глобальных перемен.    

Главного героя фильма Кристофера Тидженса играет Бенедикт Камбербэтч. По книге это крупный, грузный мужчина вроде Пьера Безухова. Для воплощения его образа Бенедиктом были использованы пластиковые накладки для щек и утолщающий костюм. Кристофер Тидженс человек  консервативный и сдержанный, осколок эпохи, которую вскоре бесследно сотрет  Первая мировая война. Кристофер безошибочно предсказывает начало войны, он готов воевать, но не готов «прогибаться под изменчивый мир». Кристофер к концу сериала выглядит все более уставшим и изможденным, он несет в себе бремя войны, но его дух не подорван. Он следует своим принципам, чего бы это ему не стоило, не в пример большинству окружающих его людей из высшего общества, которые, как от балласта, избавляются от моральных ценностей, дабы выплыть.  Яркий пример этому - Эдит Дьюшемин, что сначала предстает перед зрителем в образе трепетной, тонко чувствующей натуры, ставшей жертвой брака с психически нездоровым человеком, которого мастерски воплощает Руфус Сьюэлл. Истинная натура Эдит не замедлит себя проявить, это олицетворение того, что презирает и сторонится главный герой Тидженс.

Кристофера Тидженса, однако, можно справедливо упрекнуть в высокомерном и непримиримом отношении к людям. Он почти лишен пороков и слабостей, присущих высшему обществу, вдобавок обладает недюжинным интеллектом и эрудицией. Немудрено, что такой человек глубоко неприятен этому самому обществу, которое изощряется в способах очернить его честное имя, приписывая Тидженсу изрядное количество аморальных поступков от предательства родины до адюльтера. История Тидженса - это история, в том числе, и о том, какой разрушительной силой могут обладать интриги и желание опорочить. Жертвами их зачастую становятся люди, не желающие  лицемерить и заискивать перед власть имущими. Злословие пресыщенного света вкупе со свойственной Тидженсам категоричностью не оставляют его семье ни малейшего шанса и приводят к трагедии.

Жена Кристофера, Сильвия (Ребекка Холл), - полная противоположность своему мужу. Это блестящая красавица, темпераментная и по-светски циничная. Она напоминает Ребекку Шарп из «Ярмарки тщеславия».  Сильвия не лишена духа авантюризма, она умна и ловко манипулирует людьми, используя свою природную красоту и вызывающую сексуальность.  Полагая своего мужа одним из олухов, которых ей удалось к собственной выгоде обвести вокруг пальца, Сильвия  снисходительна к супругу, как, впрочем, к остальным мужчинам из своего окружения. Но вскоре ее отношение переменится, Сильвия умеет отличать подлинные достоинства от пустой напыщенности светских повес. Она прибегнет к испытанным приемам, дабы завоевать сердце Кристофера, но все ее старания будут разбиваться о неповоротливые догматы мужа. Отношения супругов выйдут сложными, невзирая на общее влечение друг к другу. Кристофера и самого порой будет тяготить и неестественно сдерживать «корсетность» его убеждений о браке, Сильвию же погубит однообразие способов увлечь мужа, их публичность и провокативность.

Соперница Сильвии юная Валентина Уонноп (Аделаида Клеменс) появляется на сцене как мятежный подросток - суфражистка, ей 18 лет, она активно участвует в публичных акциях, воодушевленно митингует, но после встречи с Кристофером осознает, что желает лишь одного - быть тихой гаванью для любимого мужчины. Сцена вандализма в музее отражает, как чужд Валентине феминизм в его агрессивных проявлениях. Предоставление женщинам старше 30 лет избирательных прав, столь значимое когда – то для девочки Валентины, для 25-летней мисс Уонноп отходит на второй план по сравнению с найденным у вверенных ей учениц пособием по сексуальной жизни для замужних женщин.

Каждый в итоге получит от судьбы то, что получит. Конец парада для Британии ознаменует конец Первой Мировой войны, и конец эдвардианской эпохи. Для Кристофера, концом «парада» станет расставание с надуманным этическим кодексом, который диктовал ему стоически создавать иллюзию внешней благопристойности в семье, в ущерб собственному достоинству, своим чувствам и здравому смыслу. Парад Кристофера, как покажет время, окажется несостоятельным, не принесет блага его близким, кроме бывшего друга тщеславного  выскочки Макмастера. Конец парада Кристофера Тидженса, низложение его обветшавшего знамени символизирует горящее в камине дерево Гроуби, использованное по прямому назначению, без излишней сентиментальности. 

Наталья Карпушкина

1282 10 августа 2013, в 10:29

Комментарии

Добавить комментарий

Вход Регистрация