Академия для крошек

И теперь развитием вашего ребенка буквально с пеленок готовы заняться многочисленные центры с заманчивыми названиями типа „Умка", „Знайка", „Гениальный малыш", „Детская академия"... Кому же не хочется, чтобы его ребенок был гениальным? Кроме того, пора готовиться к детскому саду, а это значит — привыкать к новым людям (и взрослым, и детям), новым занятиям... Но действительно ли нужны развивающие центры для годовалого карапуза? Как выбрать подходящую группу, чтобы потом не было мучительно жалко потраченных денег, а главное — физического и психического здоровья начинающего гения?

Зачем они нужны

Если честно, то ребенок прекрасно сможет обойтись и развиться и без специальных центров. Дело не только в том, что раньше не было подобных институтов — и ничего, приличными людьми вырастали! Проблема даже не в том, что малышу в этом возрасте уже нужна социализация (на самом деле до 4 лет у детей нет еще этой потребности). В действительности для крохи от 1 года до 3 лет самым главным учителем остается мама. Больше всего на свете ему необходимо ваше внимание и любовь. И если на занятиях в центре мама будет час посвящать только ему, петь с ним песенки и лепить снеговиков из пластилина, кроха с радостью будет туда ходить — это время посвящено только ему, а не Интернету, уборке и приготовлению обеда. Тут-то и выясняется, что развивающие центры на деле больше нужны мамам, а не малышам. Это мамам тесно дома в четырех стенах, они засиделись в замкнутом мирке детского питания и подгузников. Это мамы тоскуют по обществу, но на работу им еще „рано", а в институт — уже „поздно". Да и с ребенком надо чем-то заниматься, а фантазия иссякла, и новые игры остаются лишь теорией на страницах журналов. До них почему-то так и не доходят руки. И в этой ситуации развивающие центры — совсем неплохая идея. Ребенку полезно сменить обстановку, увидеть других людей, игрушки, побегать и порезвиться, а маме — пообщаться с „коллегами", позаниматься с малышом чем-то новым и интересным, а потом продолжить занятия дома. Давайте выясним, что же нас ждет в центрах раннего развития?

Спрос и предложение

Если в рекламном буклете вам пообещают, что в результате занятий ваше чадо, не успев оторваться от материнской груди, научится читать и считать, музицировать не хуже Моцарта и вообще „выгодно отличаться от своих сверстников", — бегите без оглядки. В лучшем случае вас обманут и будут заниматься с малышами традиционными для его возраста вещами. В худшем — на самом деле будут пытаться заполнить все занятие исключительно интеллектуальной деятельностью, чуть ли не усаживая карапузов за парты. Учтите, что детей, которые не умеют говорить, учить читать нельзя. Известны случаи, когда развитие речи из-за этого задерживалось: мозг-то был занят другим делом (учился читать), да и в речи не было острой необходимости - малыши начинали „изъясняться" с помощью кубиков с буквами. Абсолютно все занятия должны проходить в форме подвижной и активной игры. В раннем детстве вся информация воспринимается только так. И еще важный момент — мама обязательно должна не только присутствовать на занятии, но и принимать в нем участие. Для чего это нужно? Так малыш чувствует себя в безопасности, а мама понимает на практике, чем заниматься с крохой дома. Ведь детская память недолга: если дома не повторять то, что узнали и чему научились в студии, первые „уроки" теряют всякий смысл.

  • Занятия по вальдорфской методике — дело довольно специфическое. Учтите, что интеллектуальным развитием здесь в столь нежном возрасте не занимаются принципиально. Потому не ждите результатов в виде выученных стишков и „красивых рисунков". Цель вальдорфских занятий — осторожно и постепенно помочь малышу войти в „большой мир". Для этого с детьми играют в музыкально-ритмические и пальчиковые игры, занимаются рукоделием, показывают спектакль в виде „театра на столе", представляют мир в виде сказочных образов. В вальдорфских группах очень теплая, домашняя атмосфера, нередко проводятся семинары для родителей. В группе вы не найдете привычных пластмассовых конструкторов и кукол Барби. Игрушки сделаны обычно вручную из натуральных материалов — дерева, ткани, шерсти. Вальдорфская группа подходит как для трепетного, стеснительного ребенка, так и для сорванца.

  • Другие центры работают по методике Марии Монтессори. В этом случае студия должна быть оборудована специальным Монтессори-материалом и поделена на особые зоны. В одной — ребенок учится справляться с повседневными делами: шнуровать ботинки, пересыпать крупу, мыть посуду. Процесс подразумевает уборку после своих хозяйственных порывов (и дети относятся к ней как к само собой разумеющейся стадии). Другая зона направлена на развитие речи, третья — на изучение живой природы, четвертая — на обучение математике. Как и в вальдорфских студиях, в Монтессори-центрах нередко проводятся семинары для родителей. Если вы не знакомы с этой методикой, стоит начать именно с семинара. Здесь вы получите представление о методике и сможете решить, подходит ли она вашему ребенку.

  • Популярны среди населения кружки иностранных языков. Но в столь юном возрасте нельзя учить кроху иностранному языку, если он пока не освоил родной. Как минимум это безрезультатно, а в худшем случае освоение родного языка задержится еще больше. Развитие речи крохи соответствует норме? Можно попробовать поучить простенькие стишки и песенки на другом языке. Но не ждите, что ребенок действительно заговорит на иностранном языке даже после года занятий. Это возможно только в случае полного погружения в языковую среду.

  • Существуют группы, направленные в основном на физическое развитие — детский фитнес, айкидо, плавание. Особенно важно в таких группах хорошее оборудование и тренер, имеющий опыт работы с малышами. Не секрет, что спортивный мир достаточно жесток. Убедитесь, что для будущего тренера, как и для вас, важен процесс занятий, а не спортивные рекорды.

  • Если у вашего малыша есть некоторые особенности в развитии, поищите группы коррекционного развития. Они и предназначены для детишек с проблемами в речевом, интеллектуальном и физическом развитии. Важно, чтобы в группе было 5-6 человек, ведь внимание требуется каждому.

  • Некоторые центры предлагают одновременно с детскими занятия для родителей — арабскими танцами, фитнесом, йогой, оздоровительными тренингами. Выглядит заманчиво — и ребенок при деле, и мама себя не забывает. Но если вашему малышу еще нет 3 лет, то хотя бы поначалу, пока он не освоится, ему обязательно нужно, чтобы вы были рядом. А потом, когда он уже адаптируется к новой среде, — почему бы и нет?


Первый раз в первый...

Итак, выбор сделан, и вы собираетесь на первое занятие. Что взять с собой? Захватите сменную обувь для себя и ребенка, небольшой перекус (печенье, сок, кефир), бумажные и влажные салфетки, запасные колготки и трусики, возможно, клеенчатый фартук и нарукавники для рисования и лепки. Кстати, фартук вполне заменит старая мамина футболка (чтобы она не сползала с плечиков, вставьте в горловину эластичную резинку). Такую спецодежду и испачкать не жалко! Главное на занятиях и после них — не сравнивать успехи своего сокровища с успехами других детей. Мы уже выяснили, что центр раннего развития больше нужен вам, чем малышу, и вы с ним идете туда не для того, чтобы „выгодно отличаться от сверстников". Сравнивать можно лишь с ним самим, но на более раннем этапе развития. Например, раньше он не умел ритмично хлопать в ладоши, и вот научился. Ребенок имеет полное право поначалу вообще ничего не делать на занятиях. Не торопите его, не ставьте в пример других. Лучше с энтузиазмом сами играйте в пальчиковые игры, лепите из пластилина и водите хороводы. Рано или поздно малыш к вам присоединится. Иногда дети проводят занятие на скамеечке в углу комнаты, будто не замечая ничего вокруг. Но придя домой, малыш вдруг воспроизводит занятие в мельчайших подробностях.
Так что не забывайте: ваша цель — процесс, а не результат!

Выбрать так, чтобы потом не жалеть

Допустим, по описанию в интернете и телефонному разговору с администратором вы выбрали парочку центров развития. Наверняка они подходят вам по цене и удобны по времени и территориально. Как действовать дальше?
1. Оцените дорогу. Оптимальный вариант — чтобы можно было дойти от дома до центра пешком. В крайнем случае — транспорт, но не более 20 минут. Иначе занятия потеряют смысл для ребенка: во время дороги он утомится так, что не способен будет ничего воспринимать.
2. В первый раз сходите в центр без ребенка. Вам нужно будет подробно выяснить маршрут, чтобы не метаться потом по улицам с малышом на руках. Нередко развивающие центры находятся в подвалах жилых домов или в детских садах, так что их далеко не сразу можно заметить.
3. Побеседуйте с будущим педагогом, с родителями других малышей, которые уже занимаются в центре. Нравится ли вам, как педагог общается с детьми? Подходит ли для вашего малыша темп его речи, интонации, стиль занятия? Иногда в живой беседе выясняется масса интересных подробностей, о которых ничего не говорится в рекламном буклете.
4. Неплохо, если в центре есть свой психолог. К этому специалисту стоит прийти с малышом еще до начала занятий — возможно, он порекомендует развивающую группу именно для вашего ребенка.
5. Обсудите с администратором все финансовые вопросы: есть ли пробное занятие (оно обычно бывает либо бесплатным, либо значительно дешевле, чем обычное), требуется ли от вас вступительный взнос, существует ли система скидок. Например, во многих центрах есть скидки для многодетных семей, для братьев и сестер, для второго и последующего курсов, которые вы для себя выбираете.
6. Оцените чистоту помещения, не стесняйтесь заглянуть в туалеты — они совершенно точно пригодятся вашему малышу.
7. Не начинайте знакомство с „большим миром" в период эпидемий гриппа и прочих вирусных заболеваний.

В Самаре много развивающих клубов и центров, ознакомится со списком можно в справочнике.
А так же на нашем сайте есть рейтинги клубов, которые помогут вам определится с выбором.

Автор: Инесса СмыкИсточник: Журнал "Мой ребенок"
1440 19 июня 2009, в 00:00

Комментарии

Добавить комментарий

Вход Регистрация