Здравствуй, детский сад!



В жизни ребенка это период великих перемен. К тому же 3 года — пора возрастного кризиса, с его упрямством и своеволием. Если раньше малыш отказывался есть ту или иную пищу, то причин было немного. Еда могла действительно не нравиться или в данный момент кроха не голоден, увлечен игрой и не хочет есть. Теперь все иначе.

В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
В силу возрастного негативизма 3-летний ребенок может отказаться есть лишь потому, что от него этого хотят или предложение исходит от определенного взрослого человека. Малышу собственный отказ и самому непонятен да и нежелателен, но в него словно вселяется дух противоречия. Однажды доктор предложил девочке 3, 5 лет, находившейся на лечении в детской больнице, ее любимое сладкое лакомство. Ей очень хотелось это получить, но она отказалась и упиралась изо всех сил. „Ну, тогда иди в свою палату, к маме". Она не пошла. „Ну, иди сюда, садись за стол" — результат тот же. Когда кроху оставили в покое, она начала плакать от обиды, что ей не дали лакомство, которого так хотелось. На четвертом году жизни малыш впервые способен поступать вопреки своему непосредственному желанию. Упрямство заставляет его настаивать на чем-то не потому, что ему того хочется, а потому, что он сам заявил об этом взрослым и требует, чтобы с его мнением считались. „Не хочу ужин, не хочу спать, хочу кататься на велосипеде". Малышу обещают сказку на ночь, если он сейчас же ляжет в постель, но он упрямо продолжает с унылым видом кататься по коридору, хотя ему уже расхотелось. Откатав необходимое, с его точки зрения, время, ребенок с облегчением мчится в спальню. Он настоял на своем, а теперь можно получить желанную сказку.

ПЕРЕОЦЕНКА ЦЕННОСТЕЙ
И в это сложное, беспокойное и непонятное самому малышу время он должен менять старый образ жизни и привыкать к детскому саду. Сад — его первый социум, коллектив, первые дни, которые он вынужден проводить вне дома, первый руководитель, обладающий властью над ним. Это и первый серьезный авторитет, который часто приходит на смену родительскому и нередко оценивается выше. „Потому что она — воспитательница, а ты — всего лишь папа", — так утвердила новый авторитет дочка писателя Сергея Довлатова. Вряд ли стоит на это болезненно реагировать.

Важно и то, что детский сад — это еще и первый серьезный режим дня, причем один для всех. И этому режиму надо подчиняться, даже если совсем не хочется. Пойти на прогулку, оторвавшись от игрушек, — еще куда ни шло, но сесть за стол и съесть все, если не хочется, а еда вызывает неприятие… Да это просто мучение. В младшей группе это может еще и вызывать общее осуждение, как неудачи в начальной школе.

Однажды на прогулке 4-летний мальчик показал маме девочку из своей группы, которая ему нравится больше всех. На ревнивый вопрос мамы, чем же она ему так нравится, маленький Ромео ответил: „Она кушает хорошо". Как же облегчить малышу адаптацию к детскому саду с его строго регламентированным днем, новой обстановкой в столовой, новой, общей для всех едой. Раньше можно было лечь спать поздно, проспать до 10.00 утра, завтракать в 11.00, а обедать после дневного сна. Теперь этой беспорядочности допускать уже нельзя, придется соблюдать здоровый режим. Это трудно только на первых порах, а потом порядок внесет ясность, мир и покой в вашу семью. Вы будете больше успевать без спешки, увереннее себя чувствовать. Вводить здоровый режим (если этого не делали раньше) лучше до детского садика.

С ЧЕГО НАЧАТЬ?
Старые врачи говорили, что хороший сон надо готовить с утра. Соответственно бодрое и легкое пробуждение надо готовить с вечера. Укладывайте малыша спать в одно и то же время, примерно в 21.00. Если ребенок привык смотреть „Спокойной ночи, малыши!", пусть ложится сразу после передачи. Это может получиться не сразу, потребуется терпение и дипломатия, зато кроха будет легко просыпаться утром в положенное время.

  • Подкрепиться с утра? Если ребенок не против перекусить рано утром, дайте ему йогурт, кефир, нежный творожок или то, что он хочет сам. Впереди сборы в садик, дорога, прогулка, так что к общему завтраку, обычно не обременительному, малыш успеет проголодаться. Второго завтрака в садике нет, потому к обеду дети успевают „нагулять" изрядный аппетит. В период подготовки к детсадовской жизни поступайте так же: никаких перекусов до обеда.
  • Начинайте обед с салата из мелко порезанных овощей. На второе — мясное блюдо или рыбные кнели с картофелем и тушеной морковкой. В детсадовских меню, как правило, маловато рыбных и кисломолочных продуктов, поэтому их полезно давать дома.
  • Из фруктов в большинстве муниципальных садов детям чаще предлагают яблоки, груши или бананы. Так что дома предпочтительны свежие ягоды, мандарины, киви, абрикосы либо нектарины, а при возможности — дыни или арбузы, малыши их очень любят. Арбузы выбирайте не маленькие и не слишком большие. Об их спелости говорит желтая окраска той части поверхности арбуза, которая прилегала к земле, а также истончение и сухость „хвостика", т.е. плодоножки. Делать вырез на арбузе, чтобы убедиться в его спелости, не следует. Микроорганизмы (среди них и болезнетворные) проникают с поверхности глубоко в мякоть.

В полдник полезно включать свежеотжатые соки или отвар шиповника, а в дополнение — мусс, „быстрый" яблочный бисквит „шарлотку", творожное печенье или банан.

ЕСТЬ ПРОБЛЕМЫ?
Малыш почти ничего не ест в саду. Обычно такое случается у детей с плохим аппетитом, которых и дома накормить не так просто. В этом случае главное — доброе отношение воспитателя, достаточно опытного и грамотного, который не станет принуждать малыша непременно съедать все.

  • Иногда помогает такой прием: малоежке уменьшают порцию — половинку положенного количества супа, половина порции гарнира и т.д.
    Малыша иногда ужасает „гора" еды и производственное задание непременно с ней справиться. Лучше дать немного и потом предложить добавку. Он постепенно привыкнет съедать все, что на тарелке, а там и аппетит придет.
  • Иногда срабатывает особый прием. Помните, что говорил заведующий садиком в популярном фильме „Джентльмены удачи": „Сегодня завтрак отменяется, стартуем в космос". Но едва ли не чаще ребенок-малоежка начинает просить есть, начав посещать детский сад. Дома такому малышу обычно стараются дать что-то особенно питательное, калорийное, сдобренное большим количеством жира. Это резко ухудшает и без того неважный аппетит.

В детских садах пища достаточна по количеству, но, как правило, отнюдь не перегружена жирами, а значит, и калориями. Это позволяет „проснуться" аппетиту. И малыш, придя домой, к изумлению родителей, начинает кричать: „Есть хочу! Хлеба дайте!"

Пищевая аллергия

Это действительно серьезная проблема. Если у малыша аллергия на шоколад (и соответственно какао), на креветки или еще на какие-нибудь экзотические продукты, договоритесь с воспитателями детского сада и при каждом удобном случае старайтесь напоминать им об этом.

А если аллергия на яйца или, еще того хуже, на молоко? Эти продукты добавляют едва ли не во все блюда и изделия промышленного производства, вплоть до макарон, печенья и даже хлеба. Такие дети, как говорится, „не Садовские". Вам придется искать более приемлемый вариант, чтобы малыш оставался дома под надежным присмотром. Можно скооперироваться с другой мамочкой, оказавшейся в том же положении, или найти няню. Еще лучше самой стать няней, заручившись согласием нанимателя на то, что с вами будет и ваш ребенок.

Еще вариант — найти работу на дому или с неполной занятостью.

У малыша непереносимость лактозы (молочного сахара)

Причина ее — недостаточная выработка в кишечнике фермента лактозы, расщепляющей молочный сахар, содержащийся в молоке.

Без этого расщепления молочный сахар раздражает кишечник и нарушает пищеварение. Возникают такие расстройства, как вздутие и боли в животе, диарея и еще целый ряд других болезненных проявлений, не связанных с системой пищеварения. Это не менее серьезная проблема, ведь добавление даже самого малого количества молока в блюда или в продукты при ней противопоказано. Недостаточность лактазы бывает разной степени выраженности. При слабой степени — посещение детского сада возможно, если соблюдать ряд ограничений в питании. Это очень непросто, ведь молочный сахар, пусть в небольшом количестве, есть даже в колбасных изделиях, во многих сортах хлеба и булочек, в пирогах, в какао-порошке и омлетах.
Придется договариваться едва ли не со всем персоналом детского сада и предоставить список запрещенных продуктов. Лучше подстраховаться и приносить с собой в детский сад безлактозные продукты длительного хранения для замены блюд, содержащих молоко. Вот список таких продуктов: стерилизованное соевое молоко, соевые сливки, немного сыра определенных сортов: сыр зеленый, сыр степной, эмменталь, овечий, мягкий сыр бри 50% жирности. Чем жирнее продукт, тем меньше в нем молочного сахара. Существуют также молочные продукты, которые неплохо переносят люди с недостаточностью лактазы. Прежде всего это живые йогурты, за исключением тех, в которых содержание лактозы искусственно завышено за счет добавления сухого или концентрированного молока.

Культуры бактерий, используемые при изготовлении йогуртов, сами по себе содержат фермент лактазу. Этим и объясняется хорошая переносимость йогуртов. Важно и то, что данный напиток вязкий, он проходит по кишечнику медленно, и время контакта его с лактазой кишечника увеличивается. Существует также специальное детское питание, в состав которого не входит молочный сахар. Причем ученые продолжают разработку методов изготовления таких продуктов, что вселяет радужные надежды. Конечно, переход к детскому саду труден даже для здоровых малышей. По возможности возьмите на это время часть отпуска, чтобы в первые дни приводить малыша домой пораньше. Постарайтесь установить добрые, доверительные отношения с воспитателем и верьте в светлое будущее.

Автор: Наталья БезъязыковаИсточник: журнал "Мой ребенок"

1486 16 июня 2009, в 00:00

Комментарии

Добавить комментарий

Вход Регистрация