Играем по Монтессори

Ведь любимое чадо моментально прибавит вам хлопот, проливая все мимо и рассыпая вокруг себя. А чтобы приучить малыша к порядку, потребуется изрядное терпение и такт. Однако если все члены семьи разделяют и поддерживают принципы Монтессори-педагогики, а главное, стремятся разбудить в ребенке самостоятельность, помочь ему быстрее адаптироваться в этом мире, то те упражнения, которые мы предлагаем, несомненно, пойдут малышу на пользу.
Все они рассчитаны на детей от 2 лет и представлены в виде игры.
 „РАЗЛОЖИМ ПО ПОРЯДКУ". Возьмите неглубокую миску и высыпьте в нее бусинки двух цветов — примерно по 5-7 бусинок каждого цвета (допустим, красные и зеленые).
Для первых упражнений можно взять и меньшее количество. Справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите малышу в одно блюдце сложить красные бусинки, а в другое — зеленые. Что- бы оживить игру, скажите, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка — крыжовник. Покажите малышу, как надо перекладывать бусинки — по одной, беря тремя пальцами. Если какие-то из них упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка. Обязательно доведите работу до конца, этот навык очень важен.

„ВЫЛОВИМ ИЗ ВОДЫ". Налейте в
миску воду и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточки и т.п. Предложите крохе с помощью маленького сита с ручкой выловить все и сложить в тарелку, стоящую на подносе справа от миски. Сито малыш должен держать в правой руке.

„Была лужа — И нет ее". Это упражнение имеет большое воспитательное значение: ребенок, пролив что-либо, сможет убрать за собой. Сначала научите малыша переносить губкой воду из одной тарелки в другую. Поставьте на поднос две тарелки: слева с небольшим количеством воды, справа — пустую. Покажите, как пользоваться губкой, набирая ею воду в одной тарелке и отжимая над другой. Обратите внимание на то, что вода не должна капать с губки на поднос. Затем пролейте немного воды на поднос и покажите, как вытереть лужу, собрав ее губкой.
„Волшебное СИТО". Перемешайте в одной чашке небольшое количество риса и манки и запаситесь маленьким ситом. Покажите ребенку отдельно, как выглядят крупицы риса и манки, и предложите ему выбрать из чашки все рисовые зернышки.
Малышу будет трудно сделать такую ювелирную работу пальчиками. Но как только он попробует и поймет это — призовите на помощь сито. Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус. Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь вместе с малышом достигнутому результату. „Смети, НО не ПРОСЫПЬ!" Этот навык малыш может использовать каждый день, помогая убирать со стола. Он будет рад тому, что у него, как у взрослого, есть своя обязанность. Покажите ребенку, как держать щетку правой рукой, как сметать ею со стола, как подставлять совок, чтобы мусор не падал на пол. Модернизируйте орудие труда для лучшего результата — яркий или темный кант по краю совка поможет малышу быстрее научиться аккуратности. Совок надо подводить под крышку стола так, чтобы канта не было видно — тогда на пол ничего не просыплется. 
„Не ПРОСЫПЬ И не пролей". Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок. Не забудьте сдержанно похвалить малыша, если он аккуратно убрал. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание — это для него труднее всего. Покажите, собрать разлитую воду губкой.  „Ну-ка, ВЫЛОВИ". Поставьте на
поднос две тарелки: слева — глубокую, а справа — мелкую. В глубокую тарелку налейте воды и бросьте несколько мелких плавающих предметов. Предложите малышу выловить их по одному ложкой и переложить в мелкую тарелку. Вначале помогите ему, слегка направляя его руку. Следите, чтобы ребенок правильно держал ложку. Важно довести упражнение до конца: все предметы из глубокой перенести в мелкую тарелку, а пролитую воду — аккуратно собрать губкой.
„Открой И закрой". Поставьте перед ребенком несколько маленьких ба ночек с закрытыми крышками, различных по форме и размеру. Предложите малышу поиграть, например, в аптекаря или доктора, у которого много баночек с лекарствами, либо в хозяйку, которая держит в баночках разные крупы. Предложите открыть все баночки, а потом снова закрыть, правильно подобрав крышки. Если крышки закручиваются, проследите, чтобы малыш крутил крышку, а не банку.
«Пересыпаем ложкой» Поставьте на поднос две чашки: слева — чашку с крупой,а справа пустую.Обе чашки должны быть сухими.
Вначале, двигая рукой ребенка, покажите, как набрать неполную ложку крупы, дождаться, чтобы крупа перестала сыпаться с ложки, и, плавно двигая рукой, перенести ложку к правой чашке и опрокинуть над ней.
Помогите малышу набрать крупу, когда ее останется мало (подскажите, что надо нагнуть чашку левой рукой). Полезно сочетать это упражнение с размешиванием. Например, ребенок может сам насыпать сахар в чай и размешать его. Ну и конечно, в конце упражнения напомните малышу о том, что обязательно надо убрать за собой.

„ГОТОВИМ". Дети очень любят раз мешивать что-то ложкой в воде. Однако это не всегда получается: движения у ребенка пока еще резкие и жидкость норовит выплеснуться за пределы чашки. Помогите малышу, двигая вначале его рукой. Учтите, что ребенку намного интереснее размешивать в воде вещества, которые, растворяясь, окрашивают ее.
Проследите, чтобы ребенок правильно держал ложку.
С этим упражнением можно связать много игр: приготовление лекарств, еды и т.п. Чтобы ребенок хорошо освоил действия с ложкой, совмещайте это упражнение с пересыпанием ложкой.

Лепим колобки, колбаски и блинчики". Дайте малышу небольшой размятый кусочек пластилина. Предложите приготовить скажем, праздничный обед для кукол. Покажите, как
делать колобки (скатывать шарики), колбаски и блинчики. Потом из этих заготовок можно собрать фигуры людей и животных. Помогая ребенку, не сковывайте его фантазию — попробуйте победить в себе соблазн лепить вместо него.

„Посыпаем дорожки". Предложите малышу посыпать „песком" (манкой, пшеном) дорожку. Поиграйте: дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. „Песок" надо сыпать тремя пальцами (сложив их „щепоткой"), не выходя за края дорожки. Играя во дворе, можно делать дорожку между двумя палочками, посыпать „сахаром" песочный „торт" и т.п.

Монтессори-заповеди
Как видите, все эти упражнения достаточно просты и доступны. Хотя это всего лишь незначительная часть педагогики Монтессори, но даже такая ежедневная работа с ребенком требует от родителей больших усилий и самоотдачи. Однако, выбрав „Монтессори-путь" для своего малыша и действуя в соответствии с его принципами, вы скоро заметите разницу между вашим ребенком и его сверстниками, привыкшими к окрикам и невниманию своих родителей. И если когда-нибудь кто-то, глядя на вашего неординарного, смышленого кроху, спросит о том, как вам удалось его всему этому научить, напомните ему, что детей учит то, что их окружает.
- Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.
- Если ребенку часто демонстрируют враждебность — он учится драться.
- Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.
- Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.
- Если к ребенку часто бывают снисходительны — он постепенно учится быть терпеливым.
- Если ребенка часто подбадривают — он учится уверенности в себе.
- Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.
- Если с ребенком обычно честны — он учится справедливости.
- Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить.
- Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.
- Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится находить в этом мире любовь. ■

Источник: журнал "Мой ребенок"

1680 28 февраля 2008, в 00:00

Комментарии

Добавить комментарий

Вход Регистрация