Работаем дома по Лупан

Начнем освоение методики с... физических упражнений. Ведь двигательная активность серьезно влияет на интеллектуальное развитие ребенка. Большинство упражнений, которые рекомендует Лупан, просты и знакомы. Давайте же по порядку.
Все на зарядку!
Сначала — это развивающая гимнастика для младенцев, тренировка равновесия, побуждение к ползанию, ходьбе, бегу, кувырканию и лазанию по вертикали. Вот, например, брахиация — передвижение вдоль горизонтальной лестницы, укрепленной над головой, с помощью рук. Малыш перехватывает одну за другой перекладины лестницы руками, повиснув на них, как обезьянка. Это упражнение хорошо развивает объем грудной клетки и благоприятно действует на снабжение мозга кислородом. К брахиации можно переходить, когда младенец научится цепко висеть. Для этого грудничку нужно вкладывать в ладошки палочку и учить его хвататься, постепенно слегка приподнимая на ней малыша. Если делать это упражнение ежедневно, то примерно в три года ребенок сможет самостоятельно передвигаться на руках по горизонтальной лестнице. При выполнении с малышами физических упражнений главное — это побуждение к незнакомому действию и закрепление интереса. Для занятий с крохой Сесиль Лупан советует использовать мячи, коробки и прочие домашние доступные спортивные снаряды. Но главным „снарядом" и „страховкой" для ребенка являются сами его родители. Именно от них зависит атмосфера и настрой занятий.
Болтушка-говорушка
„Речь начинает развиваться при рождении, а не в момент, когда ребенок произносит первое слово. Задолго до этого идет длительный процесс, который вы (своим поведением) можете ускорить или замедлить", — пишет Сесиль Лупан. Необходимо разговаривать с ребенком с рождения, объясняя все, что он делает, видит и слышит". С окружающей средой кроху лучше знакомить тактильно. Показывая, например, части тела, возьмите ручку ребенка и дотроньтесь ею, скажем, до носа, говоря: „Это — твой носик! Носик Саши!" Затем заставьте малыша потрогать ваш нос, сказав: „Это — мой нос! Это нос мамы!" Такой же прием используется для знакомства с предметами, а когда кроха подрастает, его кругозор можно расширять уже с помощью иллюстрированных карточек. Разговаривайте с малышами не только на взрослом, но и на их детском языке. Важно дать понять крохе, что он и сам может что-то сказать. Время от времени повторяйте за малышом его лепет, и у вас с ним установится диалог. Попробуйте также призвать в свои помощницы поэзию. Не стоит останавливаться на примитивных коротких песенках и считалочках. Когда ребенок с вашей помощью уже сможет пересказать несколько маленьких стихотворений, смело переходите к высокой поэзии. Если вы думаете, что это скучно, то глубоко заблуждаетесь. Стихи Пушкина или басни Крылова могут оказаться для двухлетнего крохи гораздо увлекательнее надоевшей „Бодатой козы".
Здравствуйте, буквы
„Чтение — это способ получить доступ к определенному содержанию, а не упражнение в расшифровке бессмыслицы. Ребенку необходимо внушить уверенность в том, что чтение есть для него первейшая необходимость", — считала Лупан. Учить кроху чтению лучше прямо с рождения, напевая малышу алфавит на мотив любимой детской песенки. Этот шлягер должен стать основным в вашем семейном репертуаре. Визуальный интерес к графической форме слова помогут развить таблички с названиями предметов, прикрепленные по всему дому. Выглядит забавно, но действует беспроигрышно. Познакомив малыша с окружающими его предметами, можно добавлять таблички с частями тела, несколько раз в день прикладывая их к телу и проговаривая названия. Затем наступает очередь табличек-действий. Например, показывая ребенку слово „простудиться", нужно чихнуть, а карточку со словом „падать" сопроводить смешным падением, что, несомненно, вызовет у карапуза бурный восторг. Затем можно переходить к сочетанию слов: „мама пьет", „красный шар" и т.п. Постепенно малыш поймет, что написанные слова означают определенные понятия и действия. Вот тут-то и настанет время расшифровать крохе знакомую алфавитную песенку, разобрав ее по буквам и сопроводив каждую букву забавной картинкой. Азбуку можно оживить. Пусть буквы заговорят: буква „б" проблеет „бэ", „д" — скажет „дэ". Это сделает процесс обучения чтению легким и интересным.

Логично или нет?
Чтобы кроха смог уловить логику ваших поступков, воспитывайте у себя привычку действовать последовательно; выполняйте обещания и не давайте невыполнимых. Не лгите в присутствии ребенка, не бойтесь показать, что вы чего-то не знаете, и ищите ответ вместе с ребенком. Не пользуйтесь отговоркой „вырастешь — узнаешь", а давайте почемучке доступные объяснения любых, даже самых трудных, вопросов. Развиваясь в такой обстановке, малыш с 2-3 лет уже готов воспринимать основы математики. Считать что-либо должно стать для ребенка столь же обычным делом, как и говорить. Считайте тарелки, ножи, кусочки фруктов, ложки каши... Видя, как считаете вы, малыш захочет последовать примеру. Как только он проявит такое желание, поощряйте его попытки считать вместе с вами. В результате карапуз начнет считать все, что его окружает. Упражнения на логику и счет
♦ На тарелке
Поставьте перед ребенком тарелку, положите рядом 3 одинаковых предмета. Попросите малыша, чтобы он по одному клал предметы в тарелку и одновременно считал их. Помогите, если необходимо. „Ты видишь, здесь 3 кубика! А теперь посмотрим, сколько их будет на этот раз..." Дайте ему 2 кубика и начните игру сначала. Когда он хорошо выучит числа 1, 2, 3, добавьте еще один.
♦ Считать, дотрагиваясь
Покажите малышу вашу руку с растопыренными пальцами и попросите пересчитать пальцы, прикасаясь к ним. Вы можете помочь крохе, двигая пальцем, который он должен потрогать. Потом предложите ему сосчитать расположенные перед ним предметы, дотрагиваясь до каждого из них.
♦ Объединение 2 или несколько признаков предметов
Разложите перед ребенком 25 геометрических фигур ( каждой по пять) пяти различных цветов и попросите дать вам красный, голубой круг, зеленый треугольник. Так он объединит в своем сознании форму и цвет.

История с географией.
Заложить основы исторических знаний у ребенка можно задолго до школы. Прежде всего познакомьте кроху с понятием времени. Чтобы разобраться, что означает „вчера" или „на прошлой неделе", детям обычно нужно несколько лет. Однако гораздо быстрее любой ребенок может научиться располагать в хронологическом порядке какие-либо периоды времени. Научите кроху делить время на отрезки с помощью „хроник" малышовой жизни. Возьмите альбом с детскими фотографиями и расположите их в хронологическом порядке. Торжественно объявите, что сейчас кроха услышит свою собственную историю. Рассматривая фотографии, познакомьте ребенка со знаменательными событиями его прошлого. Вспомните, когда он начал ползать, сидеть, говорить, какими были первые слова, какие смешные звуки он издавал. Дети обожают, когда им рассказывают про них самих. Убедившись, что ребенок хорошо понимает свою историю, переходите к истории родителей, дедушек и бабушек, помогая понять принцип смены поколений. Затем Лупан советует рассказать о динозаврах, которые жили, когда ни бабушки, ни прабабушки, да и вообще людей еще не было... География базируется на категории пространства. Начните с того, чтобы малыш сумел это пространство почувствовать. Обращайте детское внимание на то, где находятся определенные вещи. Двухлетка уже может представить себе то, что находится у него не перед глазами. Научите его различать комнаты в квартире. Выберите для каждой комнаты типичный предмет: ванну — для ванной комнаты, холодильник — для кухни, кровать — для спальни. Спросите ребенка, где находятся эти предметы. Если он еще не говорит, пусть покажет комнаты. Обучение пространственным понятиям можно превратить в увлекательную игру, например, устраивая с малышом пробежки по квартире в поисках тех или иных вещей: „Где холодильник? А-а, в кухне, а не в спальне и не в ванной. Он в кухне!" После освоения расположения предметов в пространстве комнаты наступает пора знакомства со схематичным планом квартиры. Для этого начертите на листе контуры комнат и раскрасьте каждую в свой цвет. Обойдите квартиру с планом и покажите крохе, что цветные пятна соответствуют различным комнатам. Затем возьмите несколько фасолин, дайте одну из них ребенку со словами: „Видишь, это ты! Поставь себя туда, где ты находишься сейчас. Где это на плане? Вот видишь, красное пятно — гостиная, а ты — фасоль, значит, ты кладешь фасоль на красное пятно".

Нота за нотой
Для того чтобы обучать ребенка музыке, вовсе не обязательно иметь музыкальное образование. Надо лишь иметь огромное желание. Чтобы развить у малыша музыкальный слух, ему следует ежедневно проигрывать гамму, называя ноты (для этого придется потратиться на ксилофон). Но главное — пойте! Даже если вы не сильны в вокале, не стесняйтесь. Пусть малыш видит, что музыка доставляет родителям удовольствие. Петь надо именно самим, чтобы кроха знал, что музыка может исходить и от живого человека, а не только из какого-то прямоугольного ящика с лампочками. Для начала выберите песню, которая вам больше всего нравится, и пойте ее ребенку со словами и без слов. Не забывайте, что слова — это лишь дополнение к музыке. Важно, чтобы малыш слышал, как вы поете без слов. Давайте ребенку возможность слушать музыку на дисках и кассетах, приучая ухо малыша к различным жанрам: классике, джазу, песням, народной музыке и к звучанию простейших инструментов. Необходимо, чтобы в его памяти отложилось правильное звучание.
Сила искусства

Сила искусства
Начиная с, полутора лет все дети с интересом рассматривают картинки. Это самое подходящее время для того, чтобы привить им любовь к искусству. Для уроков живописи запаситесь небольшими репродукциями картин известных художников. Выбирайте картины, изображающие жанровые сцены. Демонстрацию шедевров начните с 5 репродукций. Сперва на каждой картине следует
задерживаться не более нескольких секунд, чтобы ребенок не потерял интерес к таким урокам, а позже можно переходить на занимательные детали, дополняя демонстрацию яркими историями
из биографии художника. Попробуй те каждый день (например, перед вечерним чтением) знакомить ребенка с 10 картинами. Это займет всего не сколько минут. Когда вы исчерпаете за
пас репродукций одного художника, начинайте показывать их снова, только в более быстром темпе (добавляя 2-4 новые картины в день), а потом переходите к другому художнику. Такое ежедневное рассматривание картин приведет к тому, что живопись станет для вашего ребенка чем-то знакомым и очень близким. Затем переходите к скульптуре и архитектуре, совмещая уроки с экскурсиями и походами в музеи. Вполне естественно, что малышу однажды захочется создать красками или
карандашами свой собственный шедевр. Дайте ему такую возможность, купите карандаши и краски! А затем не забудьте самые удачные рисунки повесить в рамочках на стену.

Источник: журнал "Мой ребенок"

1656 27 февраля 2008, в 00:00

Комментарии

Добавить комментарий

Вход Регистрация