Платные медицинские услуги

 

Любые платные медицинские услуги: анализы, консультации, исследования, госпитализации, операции, роды, оплаченные больным или его родственниками, с заключением договора, разумеется, а не в карман к сотруднику мед.учреждения, регулируются законом "О защите прав потребителей".

Этот закон один из наиболее лояльных к "физическим лицам", и наиболее применимых практически в любых обстоятельствах взаимоотношений между потребителем и продавцом товаров и услуг.

Закон  "О защите прав потребителей" одинаково действует как для государственных учреждений здравоохранения, оказывающих любые платные услуги, так и для частных клиник, лечебно-диагностических комплексов и консультаций. Также,  их деятельность регулируется нормами закона "О рекламе", Гражданского кодекса и законодательства о лицензировании медицинской деятельности.

Что дает нам список документов, которым должны руководствоваться лечебные учреждения, работающие за  деньги? Этот список позволяет определить критерии, по которым можно, "не зная броду" выбирать платные медицинские услуги и рассчитывать на адекватный ожиданиям результат.

 

1. Медицинская деятельность лицензируется, следовательно, любое лечебное учреждение, в которое вы обращаетесь должно иметь лицензию с неистекшим "сроком годности". Ее обязаны предоставить по первому требованию пациента-клиента, а еще лучше, если ее предоставляют для ознакомления без всяких требований. Если лицензии нет, ни о какой ответственности, гарантиях и соблюдении простейших санитарно-гигиенических требований не может быть и речи.

 

2. Реклама медицинских услуг должна быть добросовестной. Есть ряд неизлечимых заболеваний, от которых мечтают вылечиться люди, страдающие ими, а часто и родственники больного надеются на чудо.

Алкоголизм, наркомания, рак, астма неизлечимы. Да, бывают стойкие ремиссии, да, есть вероятность того, что после лечения качество жизни пациента будет практически как у здорового человека. Но обращаться за медицинской помощью к тому, кто обещает "вылечить от наркомании", "избавить от астмы и аллергии", снять порчу и навести приворот, не следует. Не  следует хотя бы потому, что объективный взгляд на заболевание (свое, или близких) - первый шаг к контролю над проявлениями этого заболевания, и, значит, к полноценной жизни.

Эта позиция поддерживается и судебной практикой, федеральная антимонопольная служба в феврале 2012 года оштрафовала одну из московских клиник, обещавших "избавление от алкогольной зависимости, высокие результаты и гарантии", а арбитражный суд не опротестовал это решение.

 

3. Следующий этап взаимодействия с коммерческими медицинскими учреждениями - подписание договора. Очень важно, чтобы содержание договора было понятно вам без всяких специальных познаний, и не менее важно, чтобы его содержание разъяснил вам врач или сотрудник медицинского учреждения.

 

Критерием качества предоставляемых услуг на этом этапе будет намерение сотрудников медицинской организации составить  четкое представление о характере, порядке и объеме предоставляемых вам услуг, их противопоказаниях, степени необходимости и т.д.

Рассмотрим две ситуации: в первой вы обращаетесь в регистратуру мед.учреждения, где вам дают последнюю страничку из 10 отпечатанных мелким шрифтом, и просят расписаться в пяти местах, а на ваши вопросы отвечают, что это стандартный бланк, все подписывают, не выпендривайтесь.

Во втором, сотрудник (врач, менеджер) вместе с вами читает договор, не слишком длинный, и не описывающий смерть в родах, в случае если речь идет о консультации лор-врача, предлагает несколько вариантов тактики лечения, либо выбор между разными вариантами одного лечения (полостная, либо эндоскопическая операция, общий наркоз, либо регионарная анестезия), выявляет наличие противопоказаний и лекарственной непереносимости, ориентируется на возраст пациента, его анамнез, иначе говоря, тратит на вас оплаченное вами время, чтобы не оставалось неясных моментов во взаимодействии врача (медицинского учреждения) и пациента.

Предпочтите второй вариант. Ищите медицинское учреждение, где практикуется второй вариант, даже если мебель лучше в том, где предлагают первый. Они потратили деньги на мебель, а не на обучение персонала.

Важнейшим моментом является подписание информированного согласия на вмешательство в ваш организм, организм вашего ребенка. За исключением случаев экстренных операций (но и тогда у врача есть 10-15 минут развертывания операционной, чтобы объяснить вам суть и характер происходящего), обычно заранее согласия на оперативное вмешательство не требуется. Выходные и праздничные дни не являются поводом для проведения полостной операции, тогда, когда возможно лапароскопическое вмешательство, например, при удалении аппендицита, либо других "стандартных" операциях.

Требуйте и считайте необходимым максимально внятное и полное описание прогнозов заболевания и лечения вашим врачом. Ищите врача, который не боится вопросов, и готов к диалогу с вами.

После того, как вы выбрали медицинское учреждение, подписали договор и нашли своего врача, внимательно и последовательно выполняйте его назначения, обсуждайте течение заболевания, реакцию на  препараты, эффективность и перспективы лечения.

В случае, если результаты лечения, либо поведение врача (менеджера, медицинской сестры) лечебного учреждения вызывают у вас нарекания, не стесняйтесь жаловаться. Не следует терпеть пренебрежительное отношение специалиста, чьи услуги вами оплачены. Резкий тон, отказ отвечать на вопросы, посторонние люди в кабинете врача во время приема, в том числе и медицинский персонал, нарушают ваши права. Жалуйтесь менеджеру, если ситуация не меняется, жалуйтесь главному врачу лечебного учреждения, иногда один звонок руководству с подробным, но вежливым описанием ситуации кардинально меняет и настроение и подход врача к вашим проблемам, увы.

В случае, если Вы столкнулись с серьезными нарушениями ваших прав, например, халатное отношение к результатам анализов (потеряли, по телефону назначили лечение по чужим результатам, не заметили изменения жизненно важных параметров), отсутствие анестезии, в случае, если она показана, либо если вы ее просили (врач обязан предоставить анестезию по требованию больного), хамство и другие факты непрофессионализма, обращайтесь с письменной претензией к мед.учреждению максимально быстро. Сразу же запрашивайте копии всех листов вашей медицинской карты, заверенную мед.учреждением, ознакомление с медицинской документацией - неотъемлемое право пациента.

Получайте заключение другого врача о состоянии вашего здоровья, и готовьтесь обратиться в суд, если ваши требования не будут удовлетворены.

К сожалению, в нашем городе практически отсутствует практика судебного взаимодействия с лечебными учреждениями, что не добавляет ответственности ни пациентам, ни врачам, и снижает качество медицинских услуг в целом. Однако формирование такой практики возможно и необходимо: в Перми, Екатеринбурге успешно действуют центры защиты прав пациентов. Будьте дисциплинированы сами и требуйте дотошности от специалистов, стремитесь к партнерским отношениям с врачом, это послужит  и "прививкой" от неприятных неожиданностей, и залогом качественного лечения.

 

Кинжалеева Мария (Nietzsche)

202 22 марта 2012, в 21:00

Комментарии

Добавить комментарий

Вход Регистрация