Обучение детей через особый язык жестов

 

Главное отличие – в соединении абстрактных символов языка с реальными движениями человеческого тела. Эвритмия предлагает нам переживать все звуки своего языка через четко определенные движения своего собственно тела. Так можно не просто проговорить алфавит, а на какое-то мгновение всем телом ощутить себя буквой «А» или «Б». Этот способ обучения языку может стать и увлекательной гимнастикой, и методом терапии, и педагогическим приемом.

Эвритмические упражнения представляют собой  своеобразную пантомиму, некий язык жестов, отражающий те или иные звуки и ритмы. Для детей такой способ познания языка имеет глубокое терапевтическое воздействие.

Интересно отслеживать своеобразие эвритмического движения именно при сопоставлении различных языков. Так, например, в русской эвритмии  принято отображать твердые согласные движениями правой руки, а мягкие согласные показываются движениями левой руки. С одной стороны, привыкнуть к этому несложно. Но не стоит забывать, что мягкость и твердость звуков в русском языке постоянно меняется. Есть лишь несколько согласных, которые неизменно остаются твердыми (ц, ж, ш) или мягкими(ч, щ). На примерах движений собственного тела ощущать плавные перетекания твердости и мягкости звуков родного языка – увлекательное упражнение, способное перестроить сознание даже взрослому человеку. А для ребенка это становится революционной перестройкой тела и разума.

Кстати, самое главное достоинство эвритмии – в объединении тела и разума. Так исчезает та вечная оппозиция, которая постоянно существует в нашей культуре. Это противопоставление тела и ума, эта вечная борьба одного с другим объединяется при помощи эвритмии. Ум перестает отрицать тело, а оно в свою очередь становится послушным инструментом для проявления активности ума.

Как можно использовать принципы эвритмии в домашних играх с ребенком? Можно взять за основу ее принципы: проявление звука через жест. Не стоит забывать, что когда-то, в самом начале 20 века,  эвритмия создавалась таким же экспериментальным путем педагогами первых вальдорфских школ в Германии. Затем эта методика начала распротраняться в других странах, ее начали применять и отдельные школы, и летние детские лагеря в Англии, Германии, Австрии и других европейских государствах.

Русская эвритмия создавалась совсем недавно, когда новые методы педагогики дошли и до нашей страны. Это произошло в середине 90-х годов 20 столетия. Взяв за основу принципы эвритмического движения, можно создать собственную эксклюзивную методику и для собственного ребенка.

Например, взрослый может предложить ребенку придумать самому, какими жестами он может проиграть буквы родного алфавита. А затем – для разнообразия – предложить ему сыграть пантомиму по мотивам букв английского языка. Возможно, это позволит ребенку лучше понять  родной язык. А мелодику чужого языка он прочувствует так, будто провел летние каникулы в США.

1873 07 апреля 2011, в 04:15

Комментарии

Добавить комментарий

Вход Регистрация