Сами с усами

А зачем учиться новому навыку, если под рукой всегда услужливая бабушка, которая вымоет за тобой посуду, вытрет разлитый клей, высморкает за тебя твой нос. А мамы?

При всей „продвинутости" нынешних мам они бывают настолько загружены работой, вечно спешат, что выполняют за малыша те дела, которые он уже давно должен делать сам: одеваться, завязывать шнурки, причесываться, убирать за собой посуду. Тут и у взрослого человека руки опустятся от недостатка инициативы, а что уж говорить о малыше! В ребенке природой заложено стремление быть самостоятельным, безудержное желание постигать новое, становиться независимее, подальше от заботливых рук мамы и бабушки. Это стремление абсолютно нормально, ему стоит радоваться и поощрять, открывая перед крохой все новые горизонты. Человек, который может обслужить себя сам, обретает внутреннюю свободу.
На самом деле мамочки не так уж и виноваты. Кто-то просто не имеет понятия о том, когда малыш должен сам делать то или иное, а кто-то не знает, как научить своего кроху азам самостоятельности. Давайте попробуем разобраться, чему, когда и как мы будем обучать малыша.

Вырабатываем алгоритм
Как же научить кроху 3-5 лет навыкам самообслуживания? А ведь нет ничего проще! Мамочке необходимо только самой выработать порядок действий и несколько раз показать малышу пример. Главное — не отступайте от этого алгоритма, который помогает ребенку запомнить каждую часть своей работы. А поскольку эти части постоянно повторяются, закрепление навыка идет быстрее. Как правило, мы не соблюдаем четкий алгоритм действий при обучении малышей, а просто показываем, как надо, а ведь важна каждая мелочь!
Как пальчики расположить, в какую сторону вести руку, куда складывать белье после стирки, куда вешать фартук. Для малыша это серьезный и очень полезный труд. Давайте поможем ему стать самостоятельным!

Маленькие хитрости
Пускай кроха сам наливает себе напитки — это тоже элемент самостоятельности! Чтобы научить аккуратно наливать жидкость в чашку или стакан, сделайте на прозрачном стакане с наружной стороны меточку. Меточка может быть в виде тонкой красной полоски скотча, наклеенной по окружности стакана на той высоте, которая вам нужна для тренировки. Ребенок наливает воду, сок, кефир или молоко, стараясь не налить выше метки. Этому вполне можно научить в 2,5 года. Малышей непременно нужно учить правильно обращаться с ножом и ножницами. Если ваш 3-летний кроха случайно схватил один из этих опасных предметов, не стоит отнимать их с криком: "Брось это немедленно! Отдай! Порежешься!" Спокойно подойдите и покажите правильный захват. Поясните: "Если ты берешь ножницы, то несешь только так. Или не берешь совсем. Это наше правило". Ножницы в закрытом виде берут в кулак за концы. Вот и все. Ни один ребенок не поранит себя при таком захвате. А нож носят вниз концом, указательный палец лежит сверху, в тупой грани ножа. Спровоцируйте несколько раз эту ситуацию, чтобы проверить, как малыш запомнил правило. Ножницами учите пользоваться уже с 2 лет. Как правильно держать, как резать бумагу. Ребенку необходимо уметь резать не только тонкую бумагу, но и бумагу потолще, а затем картон. Это прекрасно развивает мускулатуру пальцев, кисти руки. Для начала пусть режет бумажку на мелкие кусочки как хочет. А уже потом надо научить его резать бумагу по прямой линии (при-мерно в 2,5 года). А в 3 года кроха уже в состоянии научиться вырезать простейшие геометрические фигуры и с маминой помощью делать аппликацию. Учить резать ножом можно с 2,5 лет. Сначала дайте крохе отрезать кусочек банана. Он мягкий и легко режется. Чуть погодя малыш освоит резку хлеба и яблок. А почему бы нет? Опасным нож становится только в руках необученных детей, которым категорически запрещалось к нему прикасаться. Вот представьте: поел малыш и с охотой берет свою тарелку, чтобы донести ее до раковины. Но бдительная мама тут же выхватывает ее из рук кррхи, особенно если в тарелке что-то осталось. Знакомая картина? И очень грустная. Во-первых, ребенок быстро усваивает, что трудиться и убирать за собой ему совсем не обязательно. А во-вторых, у него медленнее будет развиваться координация движений, аккуратность и зрительно-моторная координация. Чтобы избежать этого, надо всего лишь не подавлять его инициативу. Разрешите 2-летке для начала носить вам пустую посуду. В 3-3,5 года это уже может быть тарелка, где на дне плещется вода, а потом и полная. А потом можно играть в игру вместе с папой: кто быстрее принесет маме шарики от пинг-понга в столовой ложке! Не уронив! А можно нести шарик в мелкой тарелке, наполненной водой. Как видите, это несложно. Ну, а пролитую поначалу воду кроха вполне может вытереть — ведь он уже самостоятельный!

Учимся держать ложку
Эта вещь должна появиться в руках у крохи уже в 1 годик. Именно в таком возрасте он начинает тянуться к ней и делать первые попытки кушать самостоятельно. Подловите этот момент! Сразу же вложите ложку в ручку малыша правильно. Не обязательно в правую. Понаблюдайте сначала, какой ручкой кроха предпочитает работать: хватает игрушки, кидает кубики. Ложку положите перед ним четко посередине. Какой рукой возьмет — в ту и будем вкладывать.
Расположите пальчики на ручке ложки правильно и, не отпуская своей руки, несколько раз „покормите" малыша. Когда он почувствует правильное движение, будет пробовать делать его сам. Не обольщайтесь, что ваш карапуз сразу начнет кушать сам и аккуратно. Еще придется примерно месяц следить за правильным положением ложки, ну а вытирать разбросанную повсеместно кашу тоже придется не малышу. Дети обожают наблюдать за результатами своих действий: так здорово с размаху шлепнуть ложку каши на пол! Интересно, а что теперь будет делать мама? Побежит убирать? Будет ругать? Или, может, похвалит?
Примерно в 1 год 1 месяц малыш вполне может кушать самостоятельно густую кашу, пюре или котлетки. Вам придется быть настороже всего месяц. Зато в ближайшие годы вы не будете краснеть за своего ребенка.

Учимся правильно держать карандаш
Неудивительно, что некоторые 3-летние карапузы держат карандаш в кулаке. Ведь их никто и никогда не учил правильно располагать пальчики. А рисовать гораздо удобнее, когда карандаш правильно лежит в руке. Если малышу нет еще и 3 лет, просто регулярно вкладывайте карандаш, или фломастер, или кисточку в пальчики правильно. А после 3 лет можно показать крохе нехитрый прием: ставим карандаш острием вниз на стол, держим его пальцами левой руки. Три пальчика правой складываем в щепотку и ставим их на верхнюю часть карандаша. Тихонько начинаем скользить этой щепоткой по карандашу. Когда пальчики будут почти у грифеля, они обязательно примут правильный уклад. Немного тренировки, и малыш сам будет следить за своими пальчиками.

Как научить кроху заплетать косу
Не стоит думать, что заплетать косичку имеют право только девочки. При овладении этим полезным навыком задействуются межполушарные связи, потому что здесь перекрестно работают правая и левая рука. Мы не станем учить малышей сразу же заплетать косичку кукле или себе. Для начала возьмем 3 цветных шнурка и свяжем в узел верхние концы закрепим узел на столе так, чтобы он не двигался.
1. Раскладываем концы крайних шнурков по углам стола, средний кладем справа от левого шнурка.
2. Конец левого шнурка берем пальчиками левой руки и передвигаем его к дальнему правому шнурку (кладем слева от него!).
3. Затем берем правой рукой конец правого шнурка и переносим правый шнурок к дальнему левому (кладем справа от него). Потом можно дать попробовать и малышу: „Теперь можешь попробовать ты". Не получилось? Еще раз! Когда кроха научится заплетать косу на шнурках, можно приступать к волосам кукол, мамы. Но самое трудное — заплести косичку самому себе. Но если быть упорным, все получится!

Как научить малыша вытирать пыль
Как же хорошо немного отдохнуть на диване, когда 2-летний малыш занят важным делом — вытиранием пыли! Дайте ребенку белую или черную тряпочку. Научите держать ее не комочком, а расправленной. Можете сложить „конвертиком", в котором лежит ладошка. Когда малыш будет проводить тряпочкой по пыльной поверхности — на черной или белой гряпочке останутся следы. Вот вам и самоконтроль! Для начала пусть протрет ровные открытые поверхности без любимых маминых стеклянных вазочек и папиного ноутбука: подоконник, открытую полочку, телевизор. Чуть позже может протирать телефон, монитор компьютера, любые крупные предметы. Протер — проверил, чисто ли. Детям, склонным к аллергии, возможно, придется воздержаться от подобной уборки.

Как научить кроху подметать пол
Учите малыша: „Не страшно, что намусорил, плохо, что не убрал!" В 1,5 года кроха уже может относить в мусорное ведро свой ночной памперс. А в 2 года все малыши становятся мамиными помощниками. Зачем же отбивать у них охоту к уборке, к подражанию? Например, на полу валяются кусочки бумажек, крошки и прочий сухой мусор. Возьмите маленький квадратик скотча (1X1 см) и приклейте его к полу. Вокруг обведите мелом большой круг, для начала целый метр в диаметре. А теперь на глазах у заинтересованного крохи („Что это мама делает? И так мусора много, а она еще добавила?") сметаем веником весь мусор к нашей точке, в центр круга. Проговорите все свои действия, а потом продолжите эту работу уже вместе с малышом. Главное — весь мусор должен оказаться внутри круга, уточки. В самом конце наметаем мусор на совок и торжественно относим в мусорное ведро. А круг и метка удаляются за 2 секунды. Вот и чисто стало! В следующий раз малыш сам подметет мусор и вынесет его. Вот увидите — с каждым разом качество его работы будет лучше и лучше. Это происходит потому, что в любой работе по методу Монтессори присутствует этап самоконтроля. Ребеночек видит, что не все соринки попали в круг, и сам исправляет себя, В этом и есть залог успеха при обучении по любым Монтессори-материалам. Проверено!

Как научить ребенка гладить белье
Абсолютно все малыши рано или поздно начинают тянуться к „запрещенным" предметам, в том числе к утюгу. Давайте научим кроху пользоваться им. Иначе ребенок может нанести себе травму, взяв утюг без маминого разрешения. Опустите гладильную доску пониже, так, чтобы 3-летнему карапузу она была по пояс, или купите специальную доску для детей. Сначала объясните, как работает утюг, в чем его опасность: „Гляди, я включила наш утюжок, и загорелась красная лампочка: значит, он нагревается. Потрогай пальчиком — тепло? А чуть погодя он станет совсем горячим,
поэтому трогать его нельзя ни в коем случае. Зато можно сделать вот так". Мама берет утюг в правую руку, а левую заводит за спину. Сначала малыш расправляет носовой платочек на доске. Потом заводит левую руку за спину. Затем берет в правую руку горячий „взрослый" утюг и гладит! Потом ставит утюг на подставку, складывает глаженыг платочек и кладет его в стопочку. Ребенок видит результат своего труда, что вдохновляет на подвиги. Да и утюг на поверку никакой и не „запретный плод" вовсе! Какой же это „плод", если мама разрешила и, улыбаясь, смотрит на твою работу!

Как научить малыша шнуровать ботинки
Этому надо учить с 3,5-4 лет. Обычно в 4 года малыш вполне в состоянии сам себе завязывать шнурки, поясок, лямочки на одежде. Возьмите рамку для шнуровки, самую простую, где по обе стороны будет не менее 10 дырочек.
1. Вынимаем шнурок из рамки, складываем пополам на глазах у крохи. Таким образом мы нашли середину шнурка.
Кладем сложенный шнурок вдоль дырочек посередине. Убираем на мгновение руки, чтобы малыш присмотрелся, запомнил. Если его ручки тянутся попробовать, тихо, но твердо скажите: „Давай сначала я покажу, а потом попробуешь ты".
2. Берем правой рукой левый конец шнурка и засовываем его в верх-
нюю левую дырочку, вытягиваем. То же делаем с правым концом шнурка, продеваем его в правую верхнюю дырочку. Расправляем концы шнурка по обе стороны от дырочек.
3. Правой рукой берем правый конец шнурка и просовываем его во вторую сверху левую дырочку, вытягиваем, выравниваем так, чтобы шнурки лежали параллельно.
4. То же самое делаем с левым концом шнурка, но уже всовываем его в правую дырочку.
5. Все это повторяем, пока концы шнурка не станут зрительно короче. Не забывайте закреплять приобретенный навык в повседневной жизни. Пускай малыш сразу же попробует зашнуровать платьице у куклы, а потом и свои ботиночки.

Как научить ребенка завязывать узел и бантик
Пришейте две ленточки разного цвета к ткани. Разные цвета нужны для контраста, чтобы малыш видел, какую ленточку где надо расположить. Ленты одинакового цвета сольются, и возникнет путаница.
Разложите ленты по обе стороны от ткани. Правой рукой перекиньте правую ленту влево, а левую — вправо.
В том месте, где ленты пересеклись, мы сделаем „воротики", то есть приподнимем пальцами этот „перекрест".
Правый конец ленты просунем под „воротики", вытащим ленту, разложим по обе стороны. Вот и узел завязали!
5. Пальчиками двух рук соединим концы левой ленты, сделаем „ушко". Пальчиками левой руки придерживаем, правую убираем!
6. Теперь пальцами правой руки берем правый конец за серединку и обматываем „ушко" вокруг. Когда путь правой руки закончен
и „ушко" обмоталось, указательным пальчиком просовываем серединку ленточки в образовавшуюся нашим витком дырочку.
Но левая рука пока что крепко-накрепко держит „ушко" внизу.
7. Перехватываем показавшееся второе „ушко" пальчиками правой руки, левую наконец-то отпускаем, беремся ею за левое ушко и тянем в разные стороны. Вот и бантик! Поверьте, после 2-3 тренировок у вас не возникнет никаких трудностей. К тому же это очень полезное упражнение для общего развития малыша. Дело в том, что перекрестные движения запускают работу обоих полушарий мозга. Формируются межполушарные связи, необходимые для успешного развития любого ребенка. Вот почему нейро-психологи так много времени уделяют обучению 5-леток даже ползанию: это помогает преодолеть многие проблемы. Малыш заметно лучше начинает обучаться в садике и школе, улучшаются внимание, память и мышление.

Как научить кроху застегивать ремешки
Напрасно многие мамы избегают покупать малышу обувь со шнурками и ремешками, предпочитая липучки. Конечно, освоить липучку легче, чем ремешок, да и времени на сложные застежки уходит больше. Однако психологи во всем мире бьют тревогу: дети разучились застегивать и завязывать обувь! 6-летний первоклассник, не умеющий завязывать бантик, — уже норма. Что же говорить о малыше 3-4 лет?
А ведь чем младше ребенок, тем быстрее и прочнее он усваивает любой навык, тем более подходящий ему по возрасту. Кстати, в садиках воспитатели всегда упрекают мам, облегчающих повседневную жизнь своим чадам: в группах обычно не менее 15 человек, и если все поголовно не умеют себя обслужить (что не редкость!), сборы на прогулку затягиваются до невозможности. Итак, удивим воспитателей и весь мир честной и научим 3-летнего карапуза застегивать свои красивые туфельки.
1. Пальчиками левой руки придерживаем пряжку застежки, а пальчиками правой — держим ремешок почти за краешек.
2. Просовываем ремешок в пряжку и отодвигаем его назад.
3. Тянем ремешок в сторону, а теперь указательным пальчиком левой руки просовываем „язычок" в нужную нам дырочку.
4. Кончик ремешка вставляем в металлическую петельку пряжки, чтобы получились „воротики".
5. Нажмем пальцем на „воротики", чтобы ремешок проскочил дальше. Готово!

Автор: Наталия Пятибратова
Источник: журнал "Мой ребенок"
1700 27 января 2009, в 00:00

Комментарии

Добавить комментарий

Вход Регистрация