Ещё рано?

История вопроса

Еще не так давно родители были абсолютно убеждены, что ребенка научить читать должны в школе. Многие учителя начальных классов и сейчас не одобряют стремление родителей отдать ребенка в первый класс уже читающим. Но сами родители не согласны со старыми программами и учебниками. Они хотят видеть своих детей умными и успешными. И, не полагаясь на школу, на свой страх и риск становятся первыми учителями своих малышей, обучая их с пеленок чтению и счету. Сейчас ни для кого не секрет, что ребенка можно научить читать даже в годик. Дискутируется лишь вопрос: „А надо ли начинать так рано?" И все же если можно до года научить ребенка читать… „значит, это кому-нибудь нужно!" Но кому? Учителям начальных классов — нет. Беспечным родителям — тоже. Да и сами малыши еще не знают, что им нужно. Но они очень хорошо знают, что им не нужно! А именно — во время бодрствования находиться в бездействии и не получать никакой информации! Они физически не могут спокойно созерцать один и тот же голый потолок, когда мы их связываем пеленками и оставляем одних. Не могут спокойно сидеть в манеже, в который мы пытаемся их усадить. Они не могут не развиваться и не учиться, не быть свободными в своем безудержном стремлении познать окружающий мир! Многие по старинке повторяют, что развитие и обучение — вещи разные. Мол, дошколят нужно лишь развивать (мелкая моторика, память, речь), но ни в коем случае не учить читать и считать. Этому, мол, научат в школе. Но как бы ни упорствовали методисты старой закалки, все меньше верится в возможность развития без обучения. И если исключить из жизни малыша обучение как таковое, его развитие станет просто невозможным. Как может ребенок развиваться, если он не будет изо дня в день учиться… сидеть, ползать, гулить, лепетать, говорить, завязывать шнурки, вытирать сопли, рассказывать наизусть стихи, петь, танцевать, читать и считать!!! Каждый родившийся малыш уже самой природой настроен на обучение. Его любопытству нет границ, ему все (!) интересно! Его мозг не может жить без пищи. А любая информация, которая туда проникает, заставляет этот мозг работать и развиваться. И самое полезное для развития интеллектуальных способностей ребенка — предоставить ему возможность на¬учиться читать как можно раньше. Идея проста: чем раньше малыш овладеет секретами чтения, тем успешнее он будет в школе и тем выше будет его интеллектуальный потенциал.

А что за океаном?

В январе 2007 года в сенате США состоялось слушание „Закона о раннем образовании 2007". Поступило предложение включить в систему образования 1 год раннего обучения перед поступлением в детский сад. Новый законопроект был подкреплен специальными исследованиями. Оказалось, дети, включенные в программу раннего обучения, показывают лучше результаты в чтении и математике, лучше запоминают изученный материал, более инициативны, у них развиты творческие способности и, что особенно важно, социальные навыки. Американские специалисты заострили внимание конгресса на том, что развитие мозга в раннем возрасте — это основная составляющая образовательных и интеллектуальных достижений. Национальный исследовательский Совет США утверждает, что раннее обучение также необходимо для развития языковых навыков.
Кроме того, раннее развитие выгодно: дети, обучающиеся до детского сада чтению и навыкам счета, почти не нуждаются в дополнительных занятиях в школьном возрасте. Так, каждый доллар, потраченный на раннее развитие, экономит около 7 долларов в дальнейших тратах на обучение. В США уже предприняты первые шаги на законодательном уровне сделать раннее обучение национальным проектом. Возможно, в будущем правительство России тоже будет обсуждать проблемы раннего обучения. А пока, заботливые родители, поможем нашим детям развить интеллект с пеленок!

Как ребенок научится читать, если он еще не говорит?
Речь имеет две формы: устную и письменную. Устную речь человеческий мозг воспринимает через органы слуха, а письменную — через органы зрения. В голове же ребенка при понимании как устной, так и письменной речи происходят одни и те же биохимические процессы. Ребенок сам (!) осваивает закономерности языка. Главное, чтобы он находился в ситуации интенсивного общения. И не важно, в какой форме оно будет организовано. Умение говорить абсолютно не требуется для понимания речи. Мы же не задаем вопрос: „А как ребенок научится нас понимать, если он не умеет писать?" Более того, малышу без разницы даже то, на каком языке с ним будут общаться. Он способен освоить любые языки в любых формах, но при условии, что интенсивное общение начнется с рождения. Так распорядилась природа.

Как ребенок научится читать, если он еще не знает буквы?
Когда мама 4-летнего ребенка хвастает, что ее чадо уже знает все буквы, это вызывает снисходительную улыбку. Даже для годовалого малыша выучить 33 буквы алфавита — это такой пустяк, с которым он может справиться за 1-2 дня. Детский мозг способен каждодневно поглощать информации в тысячи раз больше! Само по себе знание букв без умения читать — вещь абсолютно бесполезная. Научить детей читать путем складывания букв можно только после 6 лет. Но и самых успешных учеников при таком обучении ждут долгие годы утомительного труда, прежде чем они смогут перейти от послогового к беглому чтению.
Дети самой природой запрограммированы на освоение речи и в устной, и в письменной форме. Если при общении с малышом пользоваться большими карточками, на которых будут крупным шрифтом написаны те же самые слова, которые мы произносим, ребенок с успехом разберется и в услышанной, и в увиденной речи. Мы ведь не задаем вопрос: „А как ребенок научится говорить, если он не знает фонем?"

Помните: чтение с пеленок…
это лучшая зарядка для мозга; это просто и естественно; это легче сейчас, чем потом; это выход в беглое чтение, минуя этап послогового проговаривания; это экономически выгодно; это формирует судьбу.

Кому учить малыша?
Государственная система народного образования России пока еще не предусматривает возможности обучения чтению с самого рождения. В Законе РФ „Об образовании" сказано: „Статья 18, п. 1. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте". Жаль, что в законе не поясняется, кто их этому научит? Конечно, родителям легче стать первоклассными педагогами для своих малышей, чем учителям. Но им необходимо помнить, что наш школьный опыт в корне неприемлем для обучения ни новорожденных, ни годовасиков, ни дошкольников. В раннем детстве существуют свои непреложные законы обучения. Боже упаси заставлять малышей учиться и превращать процесс познания мира в мучение. Самое лучшее — это пройти недельные курсы по программе „Развитие интеллекта с пеленок", организованные во многих городах России. Также можно приобрести готовое учебно-методическое пособие для обучения детей с пеленок. Главное отличие такого комплекта — наличие подробной методической инструкции с описанием занятий.

Автор: Андрей Маниченко, автор развивающих методик, директор Центра раннего развития „Умница" г. МоскваИсточник: Журнал "Мой ребенок"
1354 26 января 2009, в 00:00

Комментарии

Добавить комментарий

Вход Регистрация