Если ребенок - левша…

Еще в 19 веке врачи выяснили, что каждый участок коры головного мозга отвечает за определенные физиологические и психические процессы. Например, теменная часть — за ощущения, а затылочная — за зрительное восприятие. Больше всего места занимают ладони и язык. Видимо, поэтому необходимо развивать у ребенка мелкую моторику и речь — это развивает в целом.

В середине 20 века нейропсихологии установили, что у одних людей активнее работает правое полушарие, а у других — левое. И, как следствие, у них разные личности, разные особенности в поведении. Правда, есть и те, у кого проявляется активность то одного, то другого полушария. Их называют «амбидекстры». В данной теории больше вопросов, нежели ответов, но все сходятся в одном: «правополушарных» детей нужно обучать иначе, чем «левополушарных».
Исследования не прекращаются, и нельзя сказать, что все ясно, но некая общая теория работы полушарий есть.
Левое полушарие лучше приспособлено к переработке текущей, сиюминутной информации. Задача правого — операции, для которых необходимы воспоминания, воображение, прогноз. Можно определить левое полушарие как «вычислительное», а правое — как «творческое».

Функции полушарий распределяются следующим образом.

Левое полушарие:
 — конкретное мышление;
 — математические вычисления;
 — правая рука;
 — речь;
 — правый глаз;
 — левое ухо;
 — чтение и письмо;
 — двигательная сфера.

Правое полушарие:
 — абстрактное мышление;
 — образная память;
 — левая рука;
 — ритм, восприятие музыки, интонации;
 — левый глаз;
 — правое ухо;
 — ориентировка в пространстве;
 — чувственная сфера.

Почему же левшу не устраивает правая рука?

Только учтите: имеется в виду истинный левша, а не тот, кто вынужден писать левой рукой (например, когда ребенок должен осваивать управление собственными конечностями, а правая рука почему-то (возможно, какая-то травма) оказалась исключенной из деятельности; а потом переделать стереотипы оказалось невозможно). Что же касается прирожденных левшей, то примерно четверть из них — зеркальные копии «правшей». Правое полушарие у них не только управляет ведущей (левой) рукой, но и обеспечивает все, что должно делать левое (речь, счет и т.д.). Остальные три четверти левшей — люди с доминированием одного из полушарий. Что это значит?

Обычно полушария равноправны: человек обладает и воображением, и логикой. Одаренные люди, как правило, хорошо владеют и левым, и правым полушарием, т.е. синтетики. Однако, у многих полушария не одинаково активны, т.е. одно доминирует.

Как же понять, какое полушарие доминирует у вашего ребенка?

Есть очень простой способ.

Вам понадобиться чистый лист бумаги (А4) и ручка. Необходимо соблюдать все этапы, иначе результат будет неточным.
Найдите центр листа (можно согнуть его пополам по вертикали и горизонтали) и любым знаком пометьте верх (например, в углу поставьте стрелку).

Теперь попросите малыша нарисовать фигуру, похожую на лежащую восьмерку (можете нарисовать ему образец). Следите, чтобы обе половинки восьмерки были правильными окружностями с одинаковым радиусом, которые соприкасаются в одной точке — в центре листа. Нужно использовать как можно большую площадь на листе.

Пусть ребенок рисует той рукой, которой ему удобнее (если правой, то его рука должна двигаться от центра вправо вверх, а, придя в центр — влево вверх; левша должен действовать зеркально: начинать влево вверх. Для детей нет ограничений по времени. Взрослому же дается не больше полсекунды.

Теперь попросите малыша обвести получившийся рисунок другой рукой, стараясь точно попасть на линию.

А теперь нужно еще раз обвести рисунок, только ручку держим уже двумя руками сразу.

Что же показывает этот тест?
1. Несовпадение линий, проведенных правой, левой и двумя руками — недостаточная координация полушарий мозга, глаз и рук. Это неизбежно приводит к проблемам с почерком и говорит о том, что ребенок не склонен к так называемой интуитивной грамотности.

2. По соотношению левой и правой половин восьмерки можно сказать, какое полушарие доминирует. Если. Например, правая часть получилась больше по площади, доминирует левое полушарие. И наоборот.

3. Если по величине половины примерно одинаковые, обратите внимание на форму: какая из них больше похожа на окружность. Доминирующее полушарие обеспечит более совершенную форму. Левое полушарие — для правой половины, правое — для левой половины.

4. Если же обе половинки одинаковые, ровные, а линии совпадают — ваш малыш относится к людям, у которых в равной степени развиты оба полушария. Такому малышу подойдет любой стиль обучения. Но… иногда в зависимости от настроения, самочувствия и даже времени суток одно полушарие может чуть доминировать над другим.

От того, какое из полушарий у человека доминирует, и зависит его индивидуальность, особенности его восприятия, а значит, и его склонности и способы обучения.

1147 13 октября 2009, в 00:00

Комментарии

Добавить комментарий

Вход Регистрация