Самооценка в младшем школьном возрасте

В их среде «двоечник» — синоним слов «плохой», «дурак», «глупый». «Отличникам» бы радоваться, но нет,   «отличник» — синоним слов «подлиза», «зубрила» и тому подобное.

Поэтому школьные отметки очень сильно влияют на эмоциональное состояние ребенка и на его самооценку.
Проверьте самооценку вашего ребенка.
Признаки низкой самооценки:
—  ребенок редко улыбается, интонация его речи полна уныния или саркастична;
—  он часто самокритичен в высказываниях: «Я никогда не смогу это сделать…», «У меня никогда это не получиться…»
—  в ситуации соперничества у ребенка негативные прогнозы и ожидания: «У меня нет шансов победить…»;
—  к успехам других он относиться критически, склонен подчеркнуть чужие недостатки: «Ему просто повезло…», «Зато он рисует очень плохо…»;
—  ребенок не желает признавать вину: «Я не виноват, что…»;
—  он не принимает похвалу: «Вы так на самом деле не думаете…»;
—  у ребенка повышена чувствительность к критике, он застенчив, социально неадаптирован: «Все против меня…».

Что же делать, если самооценка ребенка младшего школьного возраста низкая?

Для начала, побудить ребенка к другим занятиям, не связанным со школьной программой (кружки спорта, музыки, поделок и так далее). Только не заставляйте: «Будешь заниматься спортом». Пусть ребенок сам выберет, какой кружок он хочет посещать. Тогда даже при неудачах в школе у него будет что-то вроде компенсации — дело, которым ему нравиться заниматься и которое он хорошо делает.

Обучите ребенка критически относиться к высказываниям и замечаниям о нем других детей или взрослых. Уже в 5-6 лет ребенок способен научиться «отфильтровывать» слова других, но, несмотря на это, в младшем школьном возрасте еще есть безграничное доверие взрослым. Неосторожное, сказанное «с пылу», замечание учителя, которое расстроило и обидело вашего ребенка, можно обсудить: «Действительно ли ты бездарный? Давай подумаем вместе. Бездарный человек — это тот, кто не умеет ничего. У тебя же получалось сделать правильно домашнюю работу?». Обида и злость на преподавателя в данной ситуации — нормальное явление. Так же может присутствовать ощущение собственной никчемности и злость на себя. Это все нужно обговорить с ребенком.

Дайте возможность ребенку отстаивать свое мнение. Обучить этому можно на примере общения с вами. Для тренировки попробуйте разок поступить заведомо неправильно (например, если помогаете ему с уроками, решите неправильно задачку по математике) и дайте ему возможность доказать свою правоту. Просто чаще слушайте.

Давайте ребенку право голоса при принятии совместного решения. Куда пойти всей семьей в выходной? Обсуждаем вместе с ребенком. Только не путайте «потакать» и «обсуждать». Например, мама хочет в кино, папа — в гости, а что хочет сын или дочь? Потом вырабатывайте совместное решение. Так вы научите ребенка слышать других и уважать их желания так же, как и свои.

Еще пример: что приготовить на ужин? Решаем вместе. И какую часть процесса возьмет на себя дочь — почистит картофель или сходит в магазин за хлебом? В данной ситуации ребенок ощущает ценность себя и своего слова так же, как ценность других.

Поощряйте общение… Если у вашего ребенка есть близкий друг, у него не может быть низкой самооценки. Ведь кто-то разделяет его мысли, чувства. «Я сам нашел такого другого, сам подружился с ним!» — это ощущение своей ценности очень благотворно влияет на самооценку ребенка. К тому же дружба в детском возрасте — важный этап на пути овладения искусством общения.

Автор: Юлия Ревенок

1246 06 августа 2009, в 00:00

Комментарии

Добавить комментарий

Вход Регистрация