О новых образовательных стандартах рассказывает заместитель министра образования и науки Самарской области

 

Владимир Яковлевич, как вообще разрабатываются образовательные программы и чем руководствуются их авторы?

Разработка примерных программ по учебным предметам начальной школы основана на Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (часть II ФГОС начального общего образования).

Примерная программа служит ориентиром для разработчиков авторских программ и позволяет на её основе выбирать вариант разработки авторского курса, определять его акценты в реализации конкретных приоритетных содержательных линий.

В одном из разделов Примерной образовательной программы начального общего образования (текст размещен на официальном сайте Минобрнауки России www.mon.gov.ru) приводится содержание курсов по обязательным учебным предметам на ступени начального общего образования.

ФГОС повлечёт за собой утверждение нового перечня учебников, разработанных в соответствии с требованиями ФГОСа после проведения соответствующей экспертизы. Правила экспертизы учебников остаются прежними – чтобы попасть в федеральные перечни, они должны соответствовать ФГОС, современным научным представлениям, возрастным и психологическим особенностям учеников. Учебник должен работать на достижение учеником результатов, требования к которым заданы ФГОС.

В настоящее время разработано Положение о порядке проведения экспертизы учебников (приказ Минобрнауки России от 23.04.2010 № 428).

 

Многие родители опасаются возможного сокращения часов, отведенных ранее на изучение базовых предметов. Обоснованы ли эти опасения?

Этого бояться не нужно, так как  сокращение часов, отведенных ранее на изучение базовых предметов, не предусматривается. Согласно ныне действующему федеральному базисному учебному плану предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка учащихся начальной школы при 5-дневной учебной неделе за четыре года обучения составляет 95 часов. Такое же количество часов предусмотрено в базисном учебном плане начального общего образования  в соответствии с новым стандартом.

 

Владимир Яковлевич, давайте обратимся к цифрам. Сколько было часов в неделю у учеников первого класса на арифметику, чтение и правописание прежде,   и сколько их  будет согласно новому стандарту обучения?

Конечно, математика – самый прямой путь к доказательствам.

Сравнительные данные по минимальному количеству учебных часов (в неделю), выделяемых в 1 классе на изучение обязательных учебных предметов федерального компонента, представлены в таблице. Она очень наглядно показывает, что сокращений часов базисных предметов не будет.

Учебный предмет

Количество часов в неделю

Базисный план 2004

Базисный план ФГОСа

Русский язык

5

5

Литературное чтение

3

4

Математика

4

4

Окружающий мир

2

2

Искусство (музыка и ИЗО)

2

2

Технология (труд)

1

1

Физическая культура

3

2

ИТОГО:

20

20

 

 

Складывается впечатление, что, несмотря на единое и общее образовательное пространство, учат в школах все же по-разному. Существуют ли четко прописанные дидактические единицы обязательного образовательного минимума?

ФГОС  включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, к структуре основной образовательной программы начального общего образования и к условиям её реализации. ФГОС направлен на обеспечение единого образовательного пространства Российской Федерации в условиях многообразия  образовательных систем и видов образовательных учреждений. В примерную основную образовательную программу начального общего образования (размещена на официальном сайте Минобрнауки России www.mon.gov.ru), которая является основой для разработки основной образовательной программы начального общего образования, включены разделы: «Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования», «Программы отдельных учебных предметов, курсов», «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования».

 

Есть и беспокойство чисто практического характера – ведь с введением ФГОС необходимы и новые ученые материалы, учебники, прописи. Возьмет ли государство на себя функцию по обеспечению ими учеников?

Перечень рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе учебников ежегодно утверждается Министерством образования и науки РФ. Перечень таких учебников для начальной школы (в условиях введения ФГОСа) еще не утвержден. Мы надеемся, что будет сохранена преемственность, которая позволит максимально использовать в образовательном процессе имеющиеся рекомендованные учебно-методические комплекты для начальной школы.

В целях обновления библиотечных фондов общеобразовательных школ министерство образования и науки Самарской области (в рамках своих полномочий по обеспечении образовательных учреждений Самарской области учебными изданиями, приобретаемыми за счет средств областного бюджета) ежегодно осуществляет централизованные закупки учебников в пределах средств, выделяемых на эти цели из бюджета Самарской области (в 2009 году – 60 328 тыс. рублей (приобретено 515 тыс. экз.), в 2010 году – 60 328 тыс. рублей (приобретено 405 тыс. экз.). Указанные закупки планируются и в 2011 году.

Кроме того, образовательное учреждение самостоятельно может принимать решение об использовании на приобретение учебных и наглядных пособий части финансовых средств, получаемых им из областного бюджета в рамках нормативного финансирования. Образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц и использовать указанные средства, в том числе, на пополнение библиотечных фондов.

Обращение администрации школы к родителям с просьбой о покупке в библиотечный фонд учебников возможно. В целях эффективного и долгосрочного (в течение нескольких лет) использования учебных изданий, приобретаемых родителями в личное пользование детьми, считаем целесообразным принятие родителями решения о передаче таких учебных изданий в собственность образовательного учреждения. Данное решение позволит не только улучшить библиотечный фонд школы, но и снизить затраты родителей на покупку учебных изданий в дальнейшем.

 

 

А  если государство не сможет обеспечить учебниками все школы в полной мере, будет ли рассматриваться возможность введения электронных книг, как альтернатива привычным форматам? Тем более, что одной из заявленных задач в ФГОС является модернизация и применение современных технологий.

 

Замена традиционных учебников на печатной основе на «единый электронный учебник», на наш взгляд, возможная перспектива, но не на данном этапе развития образовательных ресурсов общеобразовательной школы. Вместе с тем, следует отметить, что издательства, выпускающие учебную литературу, расширяют практику разработки и издания различного рода электронных приложений к существующим учебным изданиям.

 

Владимир Яковлевич, разъясните, пожалуйста – что будет представлять из себя  «дополнительное образование» в рамках ФГОСа и кем оно будет оплачиваться? Потому что уже сегодня у многих родителей сложилось впечатление, что финансировать дополнительные уроки нужно будет самостоятельно.

Согласно ФГОСу внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса и входит в учебный план начального общего образования. Внеурочная деятельность организуется по направлениям  развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, школьные олимпиады, соревнования, общественно-полезные практики и т.д. Время, отводимое на внеурочную деятельность составляет до 1350  часов за 4 года обучения (до 10 часов в неделю). При организации внеурочной деятельности  обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Государство гарантирует финансирование образовательных учреждений в пределах ФГОСа, норматив финансирования предполагает расходы как на реализацию основных общеобразовательных программ, так и на внеурочную деятельность.

Родители (законные представители) обучающихся имеют право ознакомиться с учебным планом образовательного учреждения и выбрать те направления внеурочной деятельности, которые наиболее интересны их детям.

По вопросам оказания организации и осуществления образовательного процесса, предоставления платных дополнительных образовательных услуг родители (законные представители) обучающихся могут обратиться в муниципальные органы управления образованием, а также территориальные управления министерства образования и науки Самарской области.

 

А как будет решаться вопрос с иностранными языками (в школах с углубленным изучением языка) в начальной школе и среднем звене? Они будут квалифицироваться как дополнительные занятия?

Данные вопросы будут решаться в том же порядке, что и в настоящее время. В Базисный учебный план начального общего образования  со 2 по 4 класс входит учебный предмет «Иностранный язык», который изучается по 2 часа в неделю. Школы с углублённым изучением отдельных предметов имеют возможность в рамках реализуемых программ увеличить это количество часов за счёт части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса (например, 3 часа во 2 и 3 классах; 2,5 часа в 4 классе).

 

Не пострадает ли в таком случае работа внешкольных учреждений, ведь школа может настаивать на обязательном посещении своих часов «дополнительного образования»?И как  вести себя родителям, если они столкнутся с такими фактами?

Школа не может настаивать на обязательном посещении часов внеурочной деятельности. В ФГОСе начального общего образования, который является нормативным правовым документом, говорится о предоставлении возможности обучающимся посещать различные  занятия внеурочной деятельности в объёме до 10 часов в неделю. Количество занятий обучающийся (вместе со своими родителями (законными представителями) определяет сам. Эти занятия оплачивает государство. Содержательно эти занятия отличаются от занятий в музыкальной  школе, школе искусств. Занятия внеурочной деятельности обеспечивают занятость учащихся во второй половине дня и позволяют раскрыть творческий потенциал детей.

 

Тогда почему невозможно отправить эти деньги напрямую в школу дополнительного образования?

Дело в том, что внеурочная  деятельность входит в учебный план начального общего образования и, соответственно, финансируется государством в рамках норматива на реализацию образовательных (основных и дополнительных) программ начального общего образования.

 

Владимир Яковлевич, расскажите, пожалуйста, о попечительском совете учебного учреждения. Кто может являться членом такого попечительского совета?  Механизм его формирования прописан законодательно, или   это остается на откуп школе?

Согласно ст. 35 Закона РФ «Об образовании» управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения.

В Самарской области разработаны Методические рекомендации по осуществлению делегирования полномочий органам общественного участия в управлении общеобразовательным учреждением (приложение к письму министерства образования и науки Самарской области от 07.08.2008 № 1409). К ключевым полномочиям органа общественного участия в управлении образовательным учреждением следует отнести согласование программы (концепции, стратегии, отдельных проектов), разработанной совместно с (или предложенной) администрацией образовательного учреждения; участие в формировании сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности образовательного учреждения, её согласование, а также контроль за расходованием денежных средств администрацией (в случае, если главным распорядителем средств соответствующего (местного) бюджета образовательному учреждению выдано генеральное разрешение на право получения и использования средств от приносящей доход деятельности); согласование перечня, видов, тарифов платных образовательных услуг, разработанных совместно с (или предложенных) администрацией образовательного учреждения, а также осуществление контроля за их качеством (в случае если перечень, виды, тарифы платных образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением, не определены учредителем); утверждение критериев распределения стимулирующей части фонда оплаты труда педагогов, разработанных совместно с (или предложенных) администрацией образовательного учреждения, и контроль за их использованием; согласование значений критериев оценки эффективности (качества) работы руководителя ОУ, достигнутых за контрольный период; согласование проекта учебного плана на новый учебный год, разработанного совместно с (или предложенного) администрацией образовательного учреждения; согласование годового календарного учебного графика, правил внутреннего распорядка образовательного учреждения и режима работы учреждения, разработанных совместно с (или предложенных) администрацией образовательного учреждения, и контроль их исполнения со стороны администрации и педагогов ОУ; контроль за соблюдением администрацией и педагогами ОУ требований в части предельно допустимой нагрузки обучающихся.

При формировании управляющего совета ОУ рекомендуется основываться на следующих принципах:

а) в состав управляющего совета ДОЛЖНЫ входить родители (законные представители) учащихся, которые суммарно должны составлять более половины его членов (представители учредителей (органов управления образованием) могут входить в состав органа, если они являются родителями (законными представителями) кого-либо из обучающихся);

б) каждая ступень образования, реализуемая образовательным учреждением, ДОЛЖНА быть представлена в управляющем совете родителями (законными представителями) учащихся; при этом для ОУ, реализующих программы начального, основного и среднего (полного) общего образования, доля представителей той или иной ступени общего образования не может составлять более 50 % от общей численности родительской общественности в управляющем совете;

в) при наличии у образовательного учреждения филиала (филиалов), в котором (которых) ведётся образовательный процесс по основным общеобразовательным программам общего образования, данный филиал (филиалы) ДОЛЖЕН (должны) быть представлен в управляющем совете родительской общественностью (в количестве не менее 1 человека), если в нём (в них) по вышеуказанным программам обучается не менее 15 человек;

г) в состав управляющего совета МОГУТ входить члены школьной администрации (за исключением руководителя ОУ и не более 1 человека) и педагогического коллектива (суммарная доля членов школьной администрации и педагогического коллектива не может составлять более 1/3 от общей численности совета); при этом члены школьной администрации и педагогического коллектива не могут входить в состав управляющего совета в качестве представителей родительской общественности, в том числе включая случаи, когда они являются родителями (законными представителями) учащихся;

д) в состав управляющего совета МОГУТ входить референтные фигуры местного сообщества (например, представители предприятий, общественных организаций, депутаты и т.п.);

е) в составе управляющего совета МОГУТ входить обучающиеся на ступени среднего (полного) общего образования.

 

 

 

 

На сегодняшний момент существует положение, согласно которому школа обязана принять ребенка согласно его месту проживания. Останется ли это положение в силе после введения новых образовательных стандартов?

Законодательство в области образования в части приема в школу не меняется. Правила приема граждан в образовательные учреждения определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе.

Учредитель(учредители) определяет правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего (1-4 классы), основного общего (5-9 классы) и среднего (полного) общего образования (10-11 классы), обеспечивающие прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (учредители) обязаны конкретизировать понятие «определенная территория», например, посредством принятия решения о закреплении за каждым общеобразовательным учреждением т.н. «микрорайона школы», что будет гарантировать обучающемуся место для прохождения обязательного обучения по месту жительства.

 

Многие родители школьников сейчас полагают, что ввод ФГОСа - это попытка государства снять с себя еще одну экономическую нагрузку с собственных плеч.    Переложить ее если не на родителей, то, для начала на школы. А там уже будет видно, заработают ли школы  деньги собственными силами или переложат эту «почетную» обязанность на семьи учеников. Вам так  не кажется?

Нет, не кажется, хотя бы потому, что с государства не снимаются финансовые обязательства по обеспечению образовательного процесса в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Более того, указанные финансовые обязательства увеличиваются (например, в связи с необходимостью финансирования внеурочной деятельности в школах).

 

 

А будет  ли введена 6-дневная учебная неделя для начальных классов?

В соответствии с пунктом 41 Типового положения об общеобразовательном учреждении», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 № 196, режим работы общеобразовательного учреждения по пятидневной или шестидневной неделе определяется общеобразовательным учреждением самостоятельно.

Введенные в действие с 01.09.2003 года Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.11.2002 № 44, не ограничивают право общеобразовательного учреждения самостоятельно определять режим работы по пятидневной или шестидневной неделе (за исключением обязательного обучения детей в 1 классе только по пятидневной учебной неделе).

Вышеназванное право остается в компетенции общеобразовательного учреждения (в том числе в условиях введения ФГОСа).

 

Перечислите, пожалуйста,  образовательные учреждения, в которых в этом году проводится эксперимент и ФГОС уже работают.

Перечень муниципальных общеобразовательных учреждений в Самарской области, участвующих в 2010/2011 учебном году в эксперименте по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

№ п/п

Наименование

Местонахождение

1

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 г.о.Самара

г.о. Самара

2

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 22 г.о.Самара

г.о. Самара

3

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 74 г.о.Самара

г.о. Самара

4

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 72 г.о.Самара

г.о. Самара

5

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 «Успех» г.о.Самара

г.о. Самара

6

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 45 г.о.Самара

г.о. Самара

7

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия «Перспектива» г.о.Самара

г.о. Самара

8

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей «Созвездие» №131 г.о.Самара

г.о. Самара

9

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 им. М.В.Ломоносова с углубленным изучением отдельных предметов г.о.Самара

г.о. Самара

10

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 60 г.о.Тольятти

г.о.Тольятти

11

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №58 г.о.Тольятти

г.о.Тольятти

12

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №93 с углублённым изучением отдельных предметов г.о.Тольятти

г.о.Тольятти

13

Муниципальное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа №65 г.о.Тольятти

г.о.Тольятти

14

Муниципальное общеобразовательное учреждение начальная общеобразовательная школа №92 г.о.Тольятти

г.о.Тольятти

15

Общеобразовательное учреждение Шигонская средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»

с. Шигоны

(м.р.Шигонский)

16

Общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4

г.о. Сызрань

17

Муниципальное общеобразовательное учреждение Андросовская средняя общеобразовательная школа Красноармейского района Самарской области

с. Андросовка

(м.р.Красноармейский)

18

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 п. Безенчук Безенчукского района Самарской области

п. Безенчук

(м.р. Безенчукский)

19

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 г.о. Новокуйбышевск Самарской области

г.о. Новокуйбышевск

20

Муниципальное общеобразовательное учреждение Смышляевская средняя общеобразовательная школа №3 муниципального района Волжский Самарской области

п. Смышляевка

(м.р.Волжский)

21

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 г.Нефтегорска  Самарской области

г. Нефтегорск

(м.р. Нефтегорский)

22

Муниципальное общеобразовательное учреждение Алексеевская средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»

с.Алексеевка

(м.р.Алексеевский)

 

Владимир Яковлевич, при смене учеником    места обучения не возникнет ли дополнительных трудностей, если  он попадет в школу с иной программой обучения?

Нет, дополнительные трудности у учеников возникнуть не должны. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательные программы и учебные планы, но руководствуется при этом требованиями утвержденных ФГОСов (в случае их отсутствия иными нормативными правовыми актами Минобрнауки России, регламентирующими содержание общего образования). Так, обучение учащихся до введения ФГОСов осуществляется в соответствии с приказами Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 и от 09.03.2004 № 1312. Кроме того, введение ФГОСов предполагает плановый характер.

 

 

Возможно  ли родителям самостоятельно определить качество услуг, предоставляемых им средней общеобразовательной школой, и уровень профессионализма учителей?

 

В соответствии со статьей 33 Закона РФ «Об образовании» государственный статус общеобразовательного учреждения, уровень реализуемых этим учреждением образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников ФГОСам подтверждается свидетельством о государственной аккредитации, которое выдается учреждению после успешного прохождения процедуры государственной аккредитации (экспертизы). Свидетельство о государственной аккредитации выдается на срок пять лет.

 

 

У многих наших читателей  в этом году дети пошли в первый класс. И часто мамы жалуются на то, что домашние задания не задают, хотя в период подготовки дети к этому уже привыкли. А теперь в плане дисциплины получается какая-то деградация. Правда,  в одной школе на эту тему даже собрание провели, на котором пришли к консенсусу: домашние задания давать, но их выполнение не считать обязательным. Так есть ли определенный регламент  по домашним заданиям для учащихся первого класса?

Конечно, это тоже предусмотрено законодательством. В соответствии с пунктом 2.9.4. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.11.2002 № 44) обучение детей в 1 классе следует проводить без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся.

 

 

Владимир Яковлевич, прокомментируйте, пожалуйста, такую информацию - в нескольких школах Самары, а именно - в №41, №42 и №28 -  уже прошли собрания, на которых было объявлено, что с 1 января 2011 года образование будет частично платным. Также сообщили, что бесплатными остаются  5 основных предметов, а остальные будут платными. А такие   предметы, как химия и физика, будут бесплатными только  определенное количество часов.

Министерство образования и науки Самарской области не располагает какими-либо нормативными правовыми документами о том, что с 01.01.2011 планируется сокращение перечня обязательных учебных предметов, изучаемых в старшей школе (10-11 классы), и перевод части предметов в разряд платных. А родители должны четко знать, что никто не имеет права потребовать от них оплаты обучения.

3500 27 января 2011, в 08:20

Комментарии

Добавить комментарий

Вход Регистрация