Адаптация первоклассника

Хорошо, если первое время кто-то из родных посвятит свое время маленькому ученику, например, мама возьмет отпуск на работе. Чувствуя вашу поддержку, ребенку будет проще привыкать к новой жизни – рано вставать, учить уроки, каждый день совершать прогулку до школы и обратно. Провожайте  и встречайте своего первоклассника, даже если школа находится в двух шагах от дома. По дороге не читайте нотаций и нравоучений. Лучше порадуйтесь хорошей погоде, понаблюдайте за встречной собакой.
После занятий не приставайте с вопросом – как дела в школе? Когда ребенок захочет, он сам все расскажет, возможно, ему просто пока хочется отвлечься и расслабиться. Если же ваш первоклассник что-то рассказывает, обязательно внимательно выслушайте. 
Не стоит сразу же после школы хвататься за выполнение домашних заданий. Хорошо, если ребенок будет отдыхать днем, тихий час пойдет только на пользу. Чтобы ребенок лучше высыпался, обязательно укладывайте вовремя вечером, не позднее 9 часов. Поздний отбой чреват утренними проблемами с пробуждением, спешкой и нервотрепкой. Кроме того, непроснувшийся организм будет спать и на уроках. В общей сложности семилетний ребенок должен спать 11 часов в сутки.  
Очень важно в этот период соблюдать режим. Составьте распорядок дня вместе с ребенком, его можно оформить на большом листе. И вместе следите за его соблюдением. Не стоит лишать ребенка его любимых занятий. В течение дня ребенок должен не только учиться, но и заниматься тем, что ему нравилось еще до поступления в школу – играть, смотреть мультфильмы, гулять.
Не забывайте про двигательную активность, нехватка которой повлияет на весь организм в целом, в том числе и на качество мозговой деятельности.  Не стоит надеяться на школьные уроки физкультуры. Их будет явно недостаточно. Приучайте ребенка делать утреннюю зарядку, еще лучше делайте ее всей семьей. Не забывайте о прогулках. Запишите малыша в спортивную секцию, танцы, бассейн. Но с дополнительными занятиями тоже не стоит торопиться. Иногда дети хотят посещать сразу все школьные кружки. Бывает и так, что ребенок хочет одно, например, ходить в театральный кружок, а родители считают, что это ерунда и записывают его в спортивную секцию. Прислушивайтесь к своему ребенку, это ему придется посещать занятия, а не вам, потому и выбор остается за ним. 
Многие родители стремятся все контролировать, и очень часто ребенок до вечера ждет родителей, и только после ужина садится за уроки. К вечеру малыш устает, и потому сосредоточиться на занятиях ему бывает трудно. Будет лучше, если домашнее задание ребенок выполнит после дневного отдыха, а папа с мамой его проверят вечером. Если взрослых в течение дня нет дома, можно в качестве помощника использовать будильник, функцию напоминания на телефоне либо самим звонить по телефону. Звенит звоночек – пора за уроки. 
Выполняя домашнее задание, делайте перерывы, например, каждые 20 минут. Так ребенку легче настроиться на их выполнение. Чаще хвалите своего ученика, даже когда что-то не получается, не раздражайтесь и не злитесь. Каждый из нас имеет право на ошибку. Постоянными разговорами о том, что «школа – это не игрушки», «ты должен хорошо учиться», «двоечников никто не любит», вы ситуацию не исправите, а лишь посеете в ребенке неуверенность в себе и страх.  Никогда не сравнивайте своего ребенка, его успехи и неудачи с другими детьми.
Следите за зрением ребенка. Обязательно посещайте окулиста. В школе резко возрастает нагрузка на зрение, и если у ребенка были какие-то проблемы, они тут же дадут о себе знать. Обратите внимание на освещение в детской комнате, следите за тем, чтобы правильно падал свет во время занятий. Не забывайте и об осанке за партой, правильное положение обеспечивает оптимальное расстояние от глаз до учебника и тетради.
Проконтролируйте освещение в школьном кабинете. Помните и о том, что детей в течение года должны пересаживать. Потому как постоянно смотреть на доску под одним углом зрения не рекомендуется. Обязательно интересуйтесь, все ли видит ваш малыш на доске. Некоторые детки стесняются об этом говорить, особенно учителю.
Возможно, вы уже успели заметить, что ваш ребенок стал капризным, агрессивным,  у него часто меняется настроение. Все эти изменения говорят только об одном, ребенок находится в состоянии стресса. Даже, казалось бы, положительные изменения, например ребенок вдруг стал очень организованным и собранным, и встает сам, и все складывает, и в школу заранее бежит, являются признаками стрессового состояния. Потому как в норме, такое поведение для семилетки не свойственно.
Что делать в этой ситуации родителям? В ответ на грубость, чаще всего следует наказание. Но психологи вообще не рекомендуют наказывать первоклассников первые две недели. Им и без наших нравоучений и укоров тяжело. И когда ребенок сердится, грубит, часто он сам не может остановиться. И вот тут на помощь должны прийти любимые родители. Дети чаще всего капризничать и хулиганить начинают дома после занятий. В школе ребенку удавалось держать себя в руках и концентрироваться на занятиях, а дома в знакомой обстановке ребенок расслабляется, «отдыхает». Старайтесь не нагнетать обстановку, избегать конфликтов, быть терпеливыми. Что делать, если ребенок грубит и хамит? Что угодно, только не ругайте и не грубите в ответ – шутите, обнимайте, обращайте в шутку, делайте вид, что не заметили. Больше времени проводите вместе с ребенком – вместе гуляйте, читайте вслух, играйте. Не стоит использовать телевизор и компьютер в качестве средства для отдыха.
Как вести себя родителям, когда ребенок в ответ на стрессовую ситуацию начинает вести себя очень по-взрослому? Ответ один, ждать пока все пройдет. И когда ребенок снова станет самим собой, не упрекать его в том, что месяц назад он все делал сам, а теперь лентяйничает.
Одним из главных показателей успешной адаптации является желание ходить в школу. Если же ребенок отказывается, у него появляется нежелание – срочно выясняйте, почему и корректируйте ситуацию.

1979 06 сентября 2010, в 13:54

Комментарии

Добавить комментарий

Вход Регистрация